// Журнал «Промышленная Энергетика», 2011 - № 12, стр. 36-38

О целесообразности маркетинга электрических реле.

Кудрин Б. И., доктор техн. наук, профессор, НИУ МЭИ

 

         В статье Д. М. Зекцера указано на колоссальное разнообразие реле, выпускаемых для всех отраслей народного хозяйства. Обширнейшая их номенклатура, сложности формирования заказов с учетом напряжения и тока управления, вида контактного набора, способа присоединения, климатического исполнения, степени зашиты, путаница в названиях и обозначениях — все это требует наличия высококвалифицированных специалистов для выполнения сопоставительного аналитического анализа параметров реле, их массогабаритных характеристик, замены на адекватный аналог. Правильно описав сложившееся положение с выпуском, установкой, обслуживанием и ремонтом реле, автор предлагает восстановить обязательную информацию о них и их аналогах в Информэлектро, исключить неправильную классификацию реле и датчиков заводами-изготовителями, централизовать наименование типов реле с целью исключения их повторяемости при различных функциональных назначениях.

         Можно было просто не согласиться с этими предложениями из-за невозможности их реализации в современных рыночных условиях и при глобализации экономики. Но убеждение в возможности всем управлять централизованно, создав соответствующую вертикаль, имеет глубокие корни, восходящие к строгим законам Ньютона — Максвелла. Она была полностью реализована в период индустриализации страны, когда деятельность Госплана, Госстроя, Госснаба считалась единственно правильной.

         К концу 70-х гг. прошлого века в стране выпускалось 10—12 млн. видов изделий (к 1990 г. — около 20 млн.), в частности, 1650 моделей часов, 15 тыс. типоразмеров подшипников качения, более 60 тыс. резиновых прокладок, шайб, колец [1]. Несмотря на требования унификации, выпускалось 44 модели холодильников, 45 моделей утюгов, 85 - велосипедов. Что касается реле типа КДР, получивших в свое время широкое распространение на железнодорожном транспорте, то их около 30 разновидностей (КДР, КТР, КМР и др.). С одной стороны, выпуск нового и новейшего приветствовался, а с другой - принимались решения по унификации, ликвидации мелкого, сооружению единичных гигантов. Рассмотрим проблему разнообразия с общеисторической точки зрения. Она сводится прежде всего не к количественной стороне, а к качественной — разнообразию того, что может быть одинаковым. Возникает вопрос о том, что представляет собой объект рассмотрения в целом, отдельный элемент и его видовая классификация, каков движущий мотив увеличения или уменьшения разнообразия.

         К. Маркс, например, констатировал [2], что в связи с большим разнообразием монет как в части массы и пробы, так и чеканки их многими князьями и городами, выявилась необходимость использования местной единой монеты. Здесь имело место, с одной стороны, стремление делать все разным, а с другой — конкурентное стремление свести (в данном месте — точке) все к одному.

         Что касается разнообразия реле, автор обсуждаемой статьи ведет речь вроде бы о проблеме в стране, но она обостряется, хотя и локализуется, если в качестве объекта рассматривается электрооборудование участка, отделения, цеха, производства, завода, отрасли (региона). Во всех этих случаях реле является частью различных единиц электрооборудования, множество которых образует своеобразные технические сообщества (cenosis)

—      электрические ценозы [3, 4], на структуру которых по разнообразию и соотношению крупное-мелкое накладываются некоторые фундаментальные ограничения. Одно из них

—      инвариантность (устойчивость) структуры, которая описывается некоторым гиперболическим Н-распределением с параметрами, определяемыми посредством математики, восходящей к А. Н. Колмогорову. Особенность математического аппарата Н-распределений состоит в отсутствии среднего и возможности бесконечно большой ошибки в точке. Здесь не действуют центральная предельная теорема теории вероятностей и закон больших чисел. Техноценоз — это сообщество изделий конвенционно-выделенного объекта; множество элементов-изделий, характеризующееся слабыми связями и слабыми взаимодействиями (корреляционная связь в работе и ремонте реле разных цехов не просматривается); система техногенного происхождения, рассматриваемая как сообщество классифицируемых по видам единиц техники, технологии, материалов, продуктов, отходов и выделяемая административно или территориально для целей инвестиционного проектирования, построения (сооружения, монтажа, накладки), обеспечения функционирования (менеджмента), развития (модернизации), ликвидации.

Применим определение техноценоза к статье Д. М. Зекцера. Здесь объектом может быть: 1) разработка (НИОКР), освоение и выпуск новых видов реле электротехническими заводами (их изготавливают разные поставщики, не говоря уже об иностранных компаниях); 2) эксплуатация, включая ремонт, во всех отраслях народного хозяйства и по всей стране; 3) оценка НИОКР и выпуска реле данного вида; 4) приемлемость его для эксплуатации (через отдельные штуки- особи); 5) предложения по продолжению выпуска, замене, инновациям. Все пять пунктов — своеобразный информационный отбор [1,5].

У заводов-изготовителей существует лишь конкурентный интерес. Единого органа, который занимался бы унификацией всего, что выпускалось еще в 70-е годы, не было, как не существует (и не может существовать) и сейчас. И Госплан в этом ничем помочь не мог. У изготовителя реле интерес выражается в завоевании рынка и удержании его новыми продуктами. Опыт выпуска единой серии асинхронных двигателей (с начала 50-х годов) показал, что в конце концов не было достигнуто снижение их разнообразия на предприятиях.

Необходимо рассматривать сообщества-ценозы, где сильные связи единичны либо вообще отсутствуют или корреляционно незначительны. Тогда все сводится к конвенционному (договорному) выделению электрического хозяйства предприятия, производства, цеха (применительно к реле — отделения или участка цеха). Здесь проявляется ценологическое свойство: границы электрического хозяйства не совпадают с генпланом, административными и технологически выделяемыми границами. Если затем для ценоза определяются семейства изделий, подлежащих управлению (двигатели, реле), вводится понятие "вид" и дискретно выделяется штука-особь, идентифицируемая, например, инвентарным номером, то на все множество накладываются обязательные ограничения: 40 — 60 % всех видов — уникальны, ноевы, встречаются в количестве одного-двух (но это лишь 5 - 10 % общего количества штук-особей); 40 — 60 % всех штук-особей можно и нужно унифицировать, создавать информационные базы — документировать изделия и их составляющие (но это всего 5 — 10 % общего количества видов).

         Это фундаментальный закон, определяющий ценозы материального (физические, биологические, технические), идеального (информация — тексты и файлы) и социального (распределение доходов) мира.

         В 1908 г. Форд запустил в массовое производство автомобиль "модель Т", которую мог купить рабочий на свою зарплату в течение года. К 1927 г. их было выпущено более 15 млн. В том же году президент фирмы "Дженерал моторс" А. Слоун сформулировал иную цель: "основная проблема будущего — как сделать автомобили непохожими друг на друга и на прошлогодние модели". В условиях рынка (конкуренции) делать различное (вариофикация [5]) стало необходимым.

         Д. М. Зекцер отмечает, что у нас в отличие от зарубежья маркетингом занимаются в большинстве случаев сотрудники, не имеющие соответствующей высококвалифицированной технической подготовки. Это резко ухудшает работу электротехнической промышленности, где структура заказов сложна, разнообразна, имеет большое количество вариантов в зависимости от специфики той или иной отрасли промышленности. Заявки потребителей рассматриваются длительное время, часто возвращаются для корректировки структуры или формулировки заказа. Но и в маркетинге не изучаются законы применения изделий в функции от их параметров и характеристик, что не позволяет прогнозировать производство в соответствии с потреблением. Отсутствие прогноза развития технического уровня изделий и аппаратов, выпускаемых зарубежными ведущими фирмами, подрывает конкурентоспособность отечественной продукции.

         Считая видом двигатели, отличающиеся количественной и качественной характеристиками (номинальной мощностью и наименованием типа), двигатели A31-2, А32-4, А81-6, А82-8, несмотря на различия в частоте вращения и исполнении, относят к одному виду (28А). Тогда средняя повторяемость (отношение общего количества штук-особей электродвигателей к числу их видов) для 100 тыс. обследованных машин составляет 4,6.

         Обследования последних десятилетий вполне однозначно подтвердили фундаментальность явления разнообразия, инвариантность структуры которого описывается параметрами Н-распределения. Оно проверено на двигателях и трансформаторах (1000 выборок, 2,5 млн. единиц электрооборудования), а также на реле (в частности, на Магнитогорском металлургическом комбинате в 1973 г. их было обследовано свыше 70 тыс.). Кстати, Д. М. Зекцер предлагает оптимальную (52,1 %) структуру воздушных автоматических выключателей, что совпадает с ценологическими параметрами 40 — 60 %.

Приняв, что все реле в пределах выделенного предприятия или иного объекта (но не страны) можно описать вполне однозначно, выделив единичное (уникальное) и массовое (часто встречающееся), сделаем следующие выводы:

1. Не следует стремиться восстановить в Информэлектро обязательную информацию об аналогах реле, поскольку согласно К. Марксу есть субъекты, заинтересованные в увеличении разнообразия, но нет тех, которые способны вопреки им все унифицировать.

2. Невозможно централизованно вводить наименования типов реле, поскольку областей, где они нужны, чрезвычайно много, и есть заводы-изготовители, специализирующиеся на уникальном.

3. Электрикам предприятий следует точнее определиться, в пределах какого ценоза (предприятия, цеха) они собираются обслуживать релейную службу, и в этих пределах создавать информационную базу, документально фиксируя вновь поступающие и ремонтируемые реле. Главное — упорядочить документально все то, что можно зафиксировать, и сохранить найденное.

4. Что касается ремонта, то в стране и мире есть тенденция отказываться от реализации его собственными силами и использовать для этого заводы-изготовители и специализированные фирмы.

 

Список литературы

1. Кудрин Б. И. Классика технических ценозов. Вып. 31. Ценологические исследования. — Томск: Томский госуд. ун-т, 2006.

2. Маркс К. Капитал. Т. 3. — М.: Политиздат, 1935.

3. Философия технетики: классическая, постклассическая, постнеклассическая: Словарь. Вып. 37. Ценологические исследования. — М.: Технетика, 2008.

4. Кудрин Б. И. Выделение и описание электрических ценозов. — Изв. вузов. Электротехника, 1985, № 7.

5. Глобалистика. — М.: Энциклопедия, 2003.