// М:. Издательство института народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2011. – С. 38 – 40

 

Кудрин Б. И. Выступление 22 ноября 2011 года на открытом семинаре

«Экономические проблемы энергетического комплекса» (семинар А. С. Некрасова).

По докладу В. В. Платонова «О проблемах подготовки в России специалистов

 в области Электроэнергетики и Электротехники»

 

В МЭИ, как и по всей стране, следует отличать собственно электротехнику и дисциплины, которые она преподает - это электромашины, электроаппараты и т.д. Выпускники - те люди, которые рано или поздно начинают изготавливать изделия.

И второе - это электроэнергетика в чистом виде - электрические станции, электрические системы, которые вырабатывают электроэнергию и ее распределяют.

Эти две большие отрасли действительно различаются по подготовке. Но с 30-х годов возникла проблема потребителя. Чубайс очень красноречиво сказал, что все мы для потребителя. Так вот, этот потребитель как самостоятельная область знаний и как наука, возникла в 1944 году, о тогда Государственный Комитет Обороны учредил главных энергетиков на промышленных предприятиях. Но главных энергетиков надо же было подготавливать. И долгое время была определенная борьба, где и кто должен их готовить.

Пару лет назад, наконец, на государственном уровне премьер-министр издал указ о едином электроснабжении; внутреннем электроснабжении потребителя, и это первое. Там свыше 30 пунктов, из чего состоит это электроснабжение. Все взято из моих учебников, чуть ли не один к одному. Я их написал около десятка в 90-2000 –х годах. И второе – внешнее электроснабжение. Внешнее электроснабжение, куда вошли все сети, подстанции, субъекты электроэнергетики. То есть разделили то, что нужно потребителям, и то, что является энергосистемой. И, соответственно, дисциплины существенно отличаются у тех, кто изучает потребителя. После 1993 года по инициативе проректора Шевченко я создал кафедру, которая называется «электрооборудование электрического хозяйства, промышленности, бизнеса и населения». Там есть своеобразный предмет (у нас есть достаточный курс): наладка, ремонт, эксплуатация и монтаж. Этот курс обязателен для наших студентов.

Что касается бакалавров и магистров. Мы пока идем за счет инженеров, но вообще, если останется бакалавр, это плохо. Вначале бакалавров наши промышленные предприятия не брали, а сейчас не хватает кадров, и они идут монтерами. Если нет, то и суда нет. Причем кафедра, на которой я работаю, запросов по специальности полностью удовлетворить не успевает. Приходят к нам разные промышленные предприятия, и мы всех раздаем и тех бакалавров, которые остались. И они их забирают.

Что касается магистров, это совершенно непонятная вещь. Он закончил бакалавриат, а потом надо делать магистерскую работу. Он еще не специалист, чтобы сделать нечто, похожее на кандидатскую диссертацию. Получается какая-то усеченная, плохая кандидатская работа. Если я беру кандидатскую диссертацию, например, «электроснабжение возобновляемых источников татарской области», то исследуются все поселения и прочее, получается проект. То в магистерской я беру отдельное электроснабжение возобновляемого источника или села на 20-30 человек, или электроснабжение какого-то цеха Магнитки. Какой-то маленький кусочек. Магистр делает некоторое описание. Два года, когда нужно было учить специальные предметы, пропали. И это сильно большой удар по нашему инженерному образованию. Оно действительно было одно из лучших в мире. Сейчас оно упало.

Итак, от бакалавров нам никуда не деться и через несколько лет выпуск наших инженеров прекратится, мы будем выпускать только бакалавров и магистров. Наплыв в магистратуру большой, студенты не хотят выходить бакалаврами. Но там же деньги. Им же сказали: мы вам столько-то положим. Столько магистр и принимает. И остальные все идут за большие деньги.

Надо понимать, что появилась еще новая специальность, которая ориентирована только на потребителей электрической энергии. И здесь потребитель - наш бакалавр и наш магистр должны знать предпроектные стадии, когда задаются: завод и основные его параметры по чугуну, по стали, еще что-то. Я должен сразу сказать, что никаких приемников тут еще нет. А есть доводка целая. Потом появляется ходатайство о намерениях. Наш специалист должен уметь от имени завода сдать ходатайство о намерениях, оно дается администрацией региона России. И вообще, существует свыше 30 организаций, куда необходимо подать это ходатайство о намерениях. Там всегда есть электрическая нагрузка. Потом технико-экономическое обоснование или технический проект, который мы разрабатываем. Большое дело ремонт, который конечно, кардинально поменялся. Сокращение электроремонтников с завода происходит до 90%.

Раньше качество ремонтников было высокое, потому что не было заграничного оборудования. Сейчас мы отечественное оборудование, как правило, не ремонтируем, выбрасываем, заменяем на всякие сименсы и прочие разные вещи. Они дают гарантию. Причем они во всех договорах пишут: вы там не вздумайте какую-нибудь гайку открутить, иначе снимем с гарантийного обслуживания. И мы туда подходить не можем. И щиты, которые они поставляют, там сплошная электроника. Раньше было реле, я понимал, что это такое. А сейчас там чип, с этим чипом я ничего делать не могу. Вдобавок электрики разделились на две части: первые - те, которые эксплуатируют, а вторые стали менеджерами. Чтобы покупать, надо на рынок выходить. Надо заказывать на каждый час электроэнергию, да еще на сутки вперед, разработать систему выдерживающую максимум. Все это непросто, ведь штрафы - из-за недобора, из-за перебора. Это же все мы делаем, потребители.

На вопрос, надо ли инженеров выпускать; ответ однозначен. Конечно, надо инженеров выпускать. Но все наши попытки сохранить инженеров, наталкивались на уверенность, что мы отстали от передовых стран Европы и вообще от мирового уровня, нужны бакалавры и магистры. А экономически здесь простая вещь: то ли его пять лет учить, то ли на год раньше его выпустить в промышленность. Надо, чтобы кто-то работал в промышленности. Вот и сделали бакалавра.

Есть факт, что проектировщиков надо все меньше и меньше, это требует экономика. Вот был Государственный институт проектирования металлургических заводов Гипромез – 3800 человек, после его банкротства остатки распределились на два Гипромеса: один - порядка 600 чел., другой порядка 700 чел. Соответственно, потребность в проектировщиках действительно не-большая, все чертежи полностью с компьютера получают. Если раньше электротехнический отдел был 100 чел., сейчас там 5-7 чел. и все делают. Большое распространение получили фирмы, которые проектируют, строят, покупают оборудование, т.е. сдают все «под ключ». И они выигрывают тендеры, выигрывают проекты. Это сейчас стало основной тенденцией. У меня через пару лет будет защищаться диссертация, в который будет показан полный разбор нового подхода к проектированию «под ключ», чем мы и отличаемся от Запада.