Б.И.Кудрин
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОРЕМОНТА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Неоднократно доказанные существование и устойчивость во времени такой формы образования технической реальности как техноценоз [1,2] позволяют предложить альтернативу существующему плановому подходу к организации управления электрическим хозяйством предприятия вообще и электроремонтным процессом в частности [3]. Актуальность внедрения альтернативной методики обусловлена несостоятельностью системы планово-предупредительных ремонтов (ППР) [4, 5, 6] и сомнительным уровнем соответствия пришедшей ей на смену компромиссной системы планово-предупредительного обслуживания (ППО) требованиям к четкой координации действий и затрат, диктуемой рыночными условиями. Одним из перспективных направлений при решении вопросов снижения времени простоев технологического оборудования и повышения качества работы электроремонтных служб является организация обменного фонда электрических машин. Практика показала, что ценологический подход к расчёту параметров обменного фонда обладает рядом преимуществ перед другими [7]:

- статистический материал в основе метода (что делает результаты устойчивыми к внешним экономическим изменениям);

- простота (не используются интегральные экономические показатели, наподобие стоимости ремонта условной единицы, нахождение которых сложно, а срок достоверности - невысок [9]. Работу по машинному анализу данных может выполнять любой пользователь с базовым знанием MS Excel);

- универсальность (вследствие использования общих законов методика применима для любой отрасли промышленности);

- устойчивость состава установленного (как следствие, ремонтируемого) электрооборудования позволяет осуществлять прогнозирование.

Ценологический подход к решению вопросов организации обменного фонда (прежде всего, определению его параметров: объёма, состава, занимаемой площади, периодичности закупок нового оборудования) основан на анализе гиперболических Н-распределений видового состава поступившего в ремонт электрооборудования. Устойчивость структуры электрического хозяйства предприятия позволяет достаточно точно рассчитать обменный фонд, опираясь на статистический материал за 2-3 года. Последующий анализ ремонтного потока позволяет корректировать состав обменного фонда, причём минимальный временной интервал, позволяющий судить о правильности расчёта, составляет 1-2 мес.: параметры кривой гиперболического Н-распределения за этот период практически совпадают с параметрами распределения за год.

Наиболее устойчивой частью распределения является его дискретная часть, находящаяся правее пойнтер-точки, которая представлена двигателями, наиболее часто выходящими в ремонт и представляющими свою касту единолично ("саранчёвые" виды) [8]. Практический смысл имеет резервирование двигателей, попадающих в ремонт более 12 раз за год, исходя из равномерности отказов, средней продолжительности ремонта (около 1 мес.) и неоправданного снижения номенклатуры обменного фонда при рассмотрении только дискретных значений.

Применение Н-распределений имеет высокую практическую ценность: на основе статистики выходов электродвигателей в ремонт на ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" за 2000-2002 гг. (более 8000 записей) и её последующего ценологического анализа была получена информация о количестве и видах электродвигателей, которые должны выйти в ремонт в перспективе на 1 год (таблица). Эти данные позволяют однозначно определить объём обменного фонда и величину его месячного пополнения, поскольку во времени двигатели выходят в ремонт равномерно.

Изложенный подход позволяет снизить объём фонда почти в 9 раз по сравнению с нормативным значением [7] и в совокупности с информационной базой данных по ремонтируемому электрооборудованию представляет собой мощный механизм прогнозирования и управления структурой техноценоза.

Кол-во Вид двигателя Кол-во Вид двигателя
12 4АА-0,25; MTF-7,5; A-160; АИР-0,25; АИР-0,37; АИР-0,75; АОЛ-0,6; АПВ-3; ВРП-30; ИЭ-0,6; ПБСТ-4,8 25 АРФ-1
26 4А-2,2; АЗЛ-0,25
27 АИР-5,5
13 4А-5,5; AR-2; ARF-2; АИР-1,5; АОЛ-1,1; АР-1,3; АРП-1,4; АСВ-7,5; ВАО-7,5; ДАЗО-630 29 ИВ-1,1
32 4А-4; АИР-2,2
36 ИЭ-0,4
14 4А-0,75; 4АМ-4; MTF-15; АВЕ-0,18; АИР-0,55; АО-2,2; АО-30; АО-5,5; АО-7,5; АЭ-250; ВАСО-75; ИЭ-0,25; МТБ-16 37 MTF-22
38 АОЛ-0,27; АОЛ-0,4
39 МТВ-45
15 MTF-11; АИР-30; ПА-0,12; СДНЗ-1600 40 МТН-22
16 4МТН-37; АИР-4; ДПЭ-54; МТН-45; ПТ-0,115 41 ARB-0,8
42 АО-40
17 АММ-0,2; АО-3; АОС-1; МТН-125 43 АИР-7,5
18 4ААМ-0,55; ВРП-22; ГНОМ-4; Д-150 45 АРФ-2
19 4АМ-2,2; ARF-4; АО-1,7; АО-10; ДП-550/710; ИЭ-0,42 46 АР-0,4
54 ARA-0,75
20 4А-1,5; 4А-3; АИР-3; ДМК-5; МТН-160 66 АРФ-2,2
21 4АМ-1Д; 4АМ-1,5; МТН-37; МЭТ-0,9 79 ИЭ-0,18
22 4А-1Д; 4А-11; MTF-5; АИР-1,1 89 АРМ- 1,2
23 АИР-11;Д-47 98 ARA-1,6
24 МТН-100 186 АРФ- 1,2

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрин Б.И. Введение в технетику. Томск, Изд-во Томск, гос. ун-та, 1993.

2. Кудрин Б.И. Становление философии технетики: техническая реальность и технетика. Вып. 3. "Ценологические исследования". Ред. и сост. М.: Центр системных исследований, 1997.

3. Кудрин Б.И. Организация, построение и управление электрическим хозяйством. Вып. 24. "Ценологические исследования". М., "Центр системных исследований", 2002.

4. Положения о планово-предупредительном ремонте электрооборудования предприятий Министерства чёрной металлургии СССР. Харьков: ВНИИОчермет, 1977.

5. Бондарев С.Г. К вопросу о нормативах планово-предупредительного ремонта электрооборудования // Промышленная энергетика. 1986., №12.

6. Ульянов П.Г. Царёв М.К. К вопросу о разработке единого общесоюзного Положения по техническому обслуживанию и ремонту электрического оборудования // Промышленная энергетика. 1986. №3.

7. Смирнов В.В. Цырук С.А. Гранкин Д.Б. Формирование обменного фонда // Электрика, 2002. №9.

8. Кудрин Б.И. Электрика как развитие электротехники и электроэнергетики. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1994.

9. Суркова С.Н. Технико-экономические показатели капитальных ремонтов электродвигателей мощностью до 100 кВт // Промышленная энергетика. 1971. №6.