//Электрика. – 2008. – № 8.– С. 6–9.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НАРАСТАЕТ

А. И. Сюсюкин

 

Неоднократно обращалось внимание на дискриминацию потребителей электроэнергии со стороны субъектов естественных монополий в электроэнергетике (в частности, [1]), чему содействуют Минпромэнерго РФ и ФСТ РФ, издавая собственные документы либо подготавливая постановления Правительства РФ [2, 3]. Это и критерии технической возможности технологического присоединения потребителей к электрическим сетям, и непомерная плата за присоединение (величина которой рассчитывается совершенно непонятными, весьма искусственными методами), и введение обязательных для исполнения потребителями нормативов соотношения потребления активной и реактивной мощности [3] (соотношение устанавливается путём нормирования tgφ, который не может быть критерием при определении эффективности затрат на компенсацию реактивной энергии).

Поскольку непомерная плата за технологическое присоединение стала значимым сдерживающим фактором при развитии мелкого и среднего бизнеса, особенно в производственной сфере, а также при осуществлении государственной программы по обеспечению россиян доступным жильём, Правительство РФ решением от 21 марта 2007 г. поручило Минпромэнерго РФ по согласованию с МЭРТ, ФАС и ФСТ в срок до 1 июля 2007 г. подготовить изменения в постановление Правительства РФ от 19 января 2004 г. № 19 [4] с целью совершенствования порядка формирования, согласования и финансирования инвестиционных программ и системы контроля за их исполнением. Именно на этом правовом поле формируются и величина платы за технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям, и тарифы по передаче электрической энергии. Однако до сих пор чёткие правила по указанным вопросам не предложены и не утверждены Правительством РФ. А между тем "узаконенный грабёж" потребителей со стороны естественных монополий продолжается.

В п. 32 постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 [5] внесено следующее дополнение: "При определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций: расходы ... на установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электроэнергии ... включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии"; далее устанавливается, что эти затраты не должны включаться в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям при "присоединении новых и (или) увеличении мощности энергопринимающих устройств, присоединённых ранее, а также для присоединения мощности строящихся (реконструируемых) потребителей и производителей электрической энергии" (постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 168 [6]). Таким образом, если потребители начнут исполнять и [3], и [6], то они будут дважды нести затраты на компенсацию реактивной энергии в местных электрических сетях. Один раз – устанавливая в своих сетях компенсирующие устройства (КУ) и эксплуатируя их, а второй раз – при оплате услуг по передаче электрической энергии, так как затраты сетевых организаций на установку КУ включены в тариф на эти услуги.

Очередным примером чиновничьего произвола в электроэнергетике являются новые правила оплаты электроэнергии потребителями, чьи энергопринимающие устройства непосредственно присоединены к шинам источников электроэнергии (производителя электроэнергии – ПЭ или энергоснабжающей организации – ЭСО) и производящих её транспорт от шин ПЭ (ЭСО) по собственным электрическим сетям. Оказывается, эти потребители присоединены не к шинам ПЭ (ЭСО), а "опосредованно" к электрическим сетям сетевой организации. И поэтому обязаны заключать с сетевой организацией договор на услуги по передаче электроэнергии и оплачивать их в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (ФСТ). И хотя эти изменения и дополнения в Методические указания [7] разработаны и введены в действие Приказом ФСТ № 138-э/6 только 31 июля 2007 г. [8], уже 13 апреля 2007 г. ФСТ разослала во все регионы информационное письмо № ЕЯ-1956/13 о новом порядке оплаты.

Ранее в соответствии с [7] потребители, подключённые к шинам ПЭ (ЭСО), расчёт за покупаемую электроэнергию производили по тарифу указанного ПЭ. Дополнительно в этом тарифе учитывались расходы на сбыт электрической энергии и на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению. В соответствии же с новой редакцией Методических указаний [8] такие потребители оплачивают региональной электросетевой организации "услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель выдаёт электрическую энергию (мощность) в электрическую сеть сетевой организации".

Но почему потребители должны платить сетевой организации, если они несут затраты на содержание собственных электрических сетей, по которым осуществляется передачу электроэнергии от шин ПЭ (ЭСО)? При этом прямое подключение потребителей к шинам ПЭ или ЭСО названо "опосредованным" и приравнено к присоединению к бесхозным электрическим сетям или к сетям предприятий, которые не желают регистрироваться как сетевая организация. Возможные схемы присоединения потребителей к электрическим сетям приведены на рисунке. Но разве можно считать их равноценными?

В целях обеспечения исполнения обязательств перед потребителями своих услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает с ними договор. Согласно [2, 6], в рамках этого договора сетевая организация должна "осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг – оплатить их". Какой комплекс действий осуществляет в рассматриваемом случае сетевая организация – совершенно непонятно. Более того, через её технические устройства электроэнергия от ПЭ (ЭСО) к потребителю не передаётся! Значит, эти новые правила созданы для очередного вытряхивания кошельков потребителей за фактически не оказываемые им услуги. Но взимание какой-либо платы за неоказанные услуги по Гражданскому кодексу РФ является незаконным. И куда в этом случае смотрят чиновники Минюста РФ, согласовывая такие документы? Куда смотрят чиновники ФАС, когда монополии навязывают потребителям такие грабительские противозаконные условия?

                                                         

Возможные варианты подключения потребителей к электрическим сетям на розничном рынке электроэнергии

 

В настоящее время готовятся новые документы по торговле на рынке электроэнергии электрической мощностью, которая будет продаваться отдельно (скорее всего, вступят в действие после ликвидации РАО "ЕЭС России").

Подчеркнём необходимость учёта различных аспектов понятия электрическая мощность.

Если речь идет о купле-продаже электроэнергии, то мощность не может быть отделена от неё, поскольку характеризует либо скорость преобразования какого-либо вида энергии в электрическую у ПЭ, либо скорость преобразования электроэнергии в какой-либо вид энергии у потребителя. Заявления некоторых чиновников из РАО "ЕЭС России" о том, что рынок мощности в России существует давно – сплошное лукавство. В составе двухставочного тарифа на электроэнергию была ставка за потребляемую мощность в часы максимальных нагрузок энергосистемы, которая являлась стимулом к выравниванию графика электрической нагрузки. По этому поводу один из известных экспертов сказал: "Продавать мощность отдельно от электроэнергии – это всё равно, что продавать баррель отдельно, а нефть отдельно".

Следующий аспект понятия мощности касается мощности генерирующего оборудования, т. е. возможной максимальной скорости преобразования генератором какого-либо вида энергии в электрическую (обычно механической энергии на валу турбогенератора ПЭ в электрическую). Такая интерпретация мощности применяется для планирования и реализации режимов работы энергосистем при параллельной работе электростанций, для обеспечения системной надёжности (устойчивости и живучести энергосистемы) и при определении режимов их работы, связанных с поддержанием частоты тока в энергосистеме в пределах, установленных стандартом. Так называемый технологический резерв мощности состоит из оперативного и стратегического резервов мощности. Расходы на содержание технологического резерва электрической мощности должны включаться либо в тариф (цену) электроэнергии поставщиков оптового рынка, либо в стоимость услуги по поддержанию системной надёжности ЕНЭС.

Однако за последнее время в этом вопросе возник ряд "перекосов", который может быть наглядно проиллюстрирован на примере Северо-Западной ТЭЦ (Санкт-Петербург). Год назад был запущен второй блок Северо-Западной ТЭЦ. Но работал он недолго, и был остановлен – нет топливного газа. Однако для ТЭЦ это не стало трагедией, поскольку технико-экономические показатели её работы не ухудшились, а даже улучшились. Почему? Может быть, блоквключен в оперативный резерв НОРЭМ? Но это возможно только в случае аварийной остановки первого блока этой ТЭЦ. Может быть, он включён в стратегический резерв? Возможно, но в этом случае предприятию должны быть возмещены только затраты на содержание оборудования, без высокой рентабельности. На любом промышленном производстве при прекращении работы установки, вырабатывающей неубыточную продукцию, рентабельность предприятия не может повышаться! А в электроэнергетике при существующих правилах, написанных в пользу субъектов электроэнергетики, это не является чудом экономики. Но в конечном итоге за эти "чудеса" приходится расплачиваться потребителям!

Следующим аспектом использования понятия мощности является плата за технологическое присоединение дополнительной электрической нагрузки потребителей к электрическим сетям (ЕНЭС или региональной). Отметим, что эта плата осуществляется только в одном направлении – сетевым компаниям. А ведь в развитых странах (например, в США) потребитель может вернуть излишнюю мощность сетевой организации за определённую плату. Разработкой и внедрением энергосберегающих мероприятий на предприятиях и фирмах зачастую занимаются энергокомпании по договорам (контрактам), с соблюдением определённых правил. Это хороший бизнес, хотя, на первый взгляд, он противоречит интересам энергокомпании. Однако известно, что капитальные вложения в энергосберегающие мероприятия на 1 кВт мощности в 2–3 раза ниже, чем вложения на строительство и ввод 1 кВт мощности на электростанции. Поэтому никаких противоречий в действиях энергокомпаний нет. Почему и в нашей стране не ввести такие же правила? Но ни в законодательных, ни в исполнительных органах власти, к сожалению, некому разрабатывать и лоббировать принятие таких решений.

Создаётся впечатление, что РАО "ЕЭС России", завершая свою работу, стремилось провести вышеуказанные документы через Правительство РФ, Минпромэнерго РФ, ФСТ в пользу организаций, входивших ранее в эту монопольную империю. Минюст РФ и ФАС не вникают в этот, казалось бы, чисто технический вопрос, который в конечном итоге является коммерческим. А потребители разобщены и не могут защитить себя от дискриминации со стороны естественных монополий. Этот вопрос можно ставить и решать только через объединения потребителей, к которым власти иногда прислушиваются, например, РСПП, ОПОРА, отраслевые ассоциации потребителей и др. Так что статью можно закончить перефразированным известным лозунгом: "Потребители топливно-энергетических ресурсов, объединяйтесь!". Такое объединение должно провести на уровне законодательных и исполнительных органов следующие решения.

1.                     Принять закон "Об электроснабжении".

2.                     В [8] восстановить п. 55 в старой редакции [7].

3.                    Внести в "Правила согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике" [11] полную ясность о порядке возмещения затрат электросетевым и энергоснабжающим организациям инвестиций в развитие их объектов, т. е. выполнить соответствующее поручение Правительства. Затем привести в соответствие с ним "Методические указания по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" [12]. При этом потребителям должно быть предоставлено право на продажу излишней мощности, появившейся у них (на первых порах – хотя бы в результате внедрения на предприятиях энергосберегающих мероприятий).

4.                     Отменить [3] и разработать новые нормативные документы по компенсации реактивной энергии в электрических сетях по аналогии с ранее действовавшими документами [9, 10], но с учётом новых экономических отношений, сложившихся между субъектами рынков электрической энергии.

5.                     В нормативные документы внести требование о том, что монтаж систем коммерческого учёта электроэнергии (мощности) и контроля её качества на границе балансовой принадлежности электрических сетей между потребителями, сетевыми организациями и (или) ЭСО производится сетевыми организациями и (или) ЭСО (или, по крайней мере, за счёт последних).

Список литературы

1.                     Сюсюкин А. И. Дискриминация потребителей электроэнергии при "недискриминационном" доступе к услугам по ее передаче //Электрика, 2007, № 8. С.

2.                     Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530, от 21 марта 2007 г. № 168) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам АТС оптового рынка и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям".

3.                      Приказ Минпромэнерго РФ от 22 февраля 2007 г. № 49 "О порядке расчёта значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон в договорах об оказании услуг по передаче электрической энергии (договорах энергоснабжения)".

4.                     Постановление Правительства РФ от 19 января 2004 г. № 19 "Об утверждении Правил согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике".

5.                     Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

6.                     Постановление Правительства от 21 марта 2007 г. № 168 "О внесении изменений в Постановления Правительства РФ по вопросам электроэнергетики".

7.                     Приказ ФСТ от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 "Методические указания по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".

8.                     Приказ ФСТ от 31 июля 2007 г. № 138-э/6; от23 ноября 2007 г. № 385-э/1 "О внесении изменений и дополнений в Методические указания по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".

9.                     Инструкция по системному расчёту компенсации реактивной мощности в электрических сетях. М.: СНО "Союзтехэнерго", 1981.

10.                  Инструкция по проектированию компенсации реактивной мощности в электрических сетях промышленных предприятий. М.: Стройиздат, 1982.

11.                  Постановление Правительства РФ от 19 января 2004 г. № 19 "Об утверждении Правил согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике".

12.                  Приказ ФСТ № 277-э/7 от 23 октября 2007 г. (в редакции Приказов ФСТ РФ от 24 января 2006 г. № 5-э/5, от 14 ноября 2006 г. № 275-э/10) "Методические указания по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям".