//Электрика. – 2009. – № 6.– С. 33–39.

 

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

А. И. Сюсюкин, В. Г. Тарасовский

ГЦЭ-Энерго

 

Используемые в настоящее время концепция, методы и способы реформирования электроэнергетики России, запоздалое реагирование Правительства РФ на проблемы развития генерации и соответствующего сетевого строительства, значительная потеря управляемости электроэнергетической системой страны после распродажи генерирующих активов и расформирования в 2008 году РАО "ЕЭС России" неизбежно приведут к снижению надёжности энергоснабжения потребителей, быстрому и значительному росту цен и тарифов на тепловую и электрическую энергию. Значительно (в разы) в предстоящие три года будут повышены цены на топливный газ для промышленных потребителей, в том числе и для электростанций.

После развала СССР и последовавшего затем экономического кризиса в конце 90-х годов в России были построены единичные современные предприятия, ориентированные на рациональное (экономное) расходование ресурсов, в том числе топливно-энергетических. Промышленность России, в основном, продолжает работать на оборудовании и по технологиям прошлого века. Основные фонды большинства предприятий устарели и морально, и физически и являются энергорасточительными. Кроме того, часть действующих производственных мощностей работает в режиме низких нагрузок (иногда значительно ниже проектных). Развитию энергоэффективности и энергосбережения на сегодняшний день препятствует и ряд правовых, экономических, организационных и технических недостатков, существующих как на большинстве российских предприятий, так и на уровне регионов и страны в целом. Предприятия для успешной деятельности должны обязательно учитывать весь комплекс внешних факторов (хотя активно влиять на них не могут):

1) неопределённость перспектив развития регионального ТЭК, вызывающая у предприятий стремление к строительству собственных источников энергии (при этом предполагается, что стоимость собственных энергоносителей с учётом их транспорта будет ниже, чем при централизованном энергоснабжении);

2) несовершенство законодательной базы регионов и страны, характеризующейся не только сложностью и подвижностью, но и значительной неопределённостью и противоречивостью;

3) противоречивые действия государственных органов по регулированию деятельности предприятий энергетики;

4) непредсказуемость изменения цен и тарифов на топливо и энергию;

5) экологическая обстановка в регионах.

6) неразвитость рынка энергосберегающего оборудования и услуг по внедрению мероприятий по энергосбережению.

7) недостаточная проработка схемы финансирования мероприятий по энергосбережению из других источников, кроме собственных средств предприятия (бюджетные и внебюджетные фонды энергосбережения регионов и страны, инвестиции со стороны энергоснабжающих организаций и др.).

8) отсутствие действенного механизма поощрения предприятий, внедряющих энергосберегающие мероприятия (льготные кредиты и налоги, снижение тарифов на энергию).

На потери ТЭР и энергоэффективность влияет группа факторов:

• энергорасточительство;

• низкий технический уровень энергохозяйства и (или) техническое несовершенство технологических производств предприятия, их недозагрузка;

• несовершенство управления энергопотреблением как отдельных объектов, так и предприятия в целом.

На эту группу факторов, в отличие от внешних, предприятия могут активно воздействовать и практически снизить их отрицательное влияние до определённого минимума. Полностью предотвратить последствия наступающего энергетического кризиса в стране и упомянутых отрицательных факторов в производственной деятельности промышленных предприятий, какими бы крупными и современными они ни были, не представляется возможным, но снизить их отрицательное воздействие – задача реальная. Поэтому для большинства предприятий (особенно энергоёмких) является объективной необходимостью разработка Концепции по организации системы рационального потребления ТЭР и энергосбережения, а также механизмов её реализации в условиях надвигающегося энергетического кризиса в России.

В настоящее время "ГЦЭ-Энергетика" занимается разработкой такой Концепции. Она базируется на анализе опыта работы передовых промышленных предприятий России и развитых стран, а также действий компаний (фирм) этих стран в условиях энергетических кризисов, которые происходили там в 60–70-х годах прошлого столетия. Кратко содержание Концепции заключается в следующем.

Во-первых, на предприятии (в холдинге) должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению Энергетическая политика, которая представляет собой комплексное системное проведение программы мер, направленных на создание необходимых условий организационного, материального, финансового, правового и другого характера для рационального использования и экономного расходования ТЭР. Энергетическая политика должна быть составной частью (или, по крайней мере, тесно увязана) общей учётной политики предприятия (холдинга).

Необходимость энергетической политики не всегда осознаётся как нижним и средним звеньями иерархии структуры управления, так и высшим руководством. Обычно считается достаточным существование общего понимания ответственности и подотчётности за расходование ТЭР и энергоносителей. Но если заинтересованность в рациональном расходовании ТЭР и энергосбережении будет действовать только на неофициальной основе, она может пропасть совсем или её влияние значительно уменьшится при смене кадров (будь то высшее руководство, старшие менеджеры или сотрудники, осуществляющие энергоменеджмент). Пока заинтересованность и ответственность не будут зафиксированы на официальном уровне формально, существует также опасность, что другие, временно более довлеющие (актуальные) приоритеты снизят внимание, направленное на постоянный контроль энергопотребления и его рационализацию. Пока обязанности и ответственность за энергопотребление не будут письменно зафиксированы и распространены между всеми звеньями, занятыми в этом процессе, они не смогут быть включены в систему оценки результатов деятельности сотрудников.

Поэтому должна быть введена в действие Энергетическая политика предприятия – официальная письменная декларация о заинтересованности в рациональном расходовании и экономии ТЭР, защите окружающей среды, сопровождающаяся перечнем сформулированных целей, планом действий для их достижения, обеспечением финансирования и чётким распределением делегированных ответственностей. Опубликование корпоративной Энергетической политики демонстрирует, что энергетические вопросы отныне являются общими для всех. Как часть философии компании она представляет понимание необходимости и решимость повысить энергоэффективность. Без корпоративной решимости прогресс в снижении затрат на ТЭР в производстве будет невелик. Энергетическая политика разрабатывается для внутреннего пользования, но может использоваться и как документ для общественных связей.

Во-вторых, для организации работы по осуществлению Энергетической политики должна быть создана система энергоменеджмента. Под термином энергетический менеджмент (ЭМ) понимается совокупность информационных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, направляемых на эффективное управление процессами производства, передачи, распределения и потребления ТЭР предприятия. Структура ЭМ должна быть органично вписана в существующую структуру системы управления предприятия (организации).

Деятельность по энергоменеджменту потребует широкого круга знаний и опыта в различных областях: общего менеджмента; техники; финансов; работы с кадрами; образования и обучения; маркетинга.

Энергоменеджмент распространяется на всё предприятие; чтобы эффективно действовать в качестве энергоменеджера, необходимо иметь связи со всеми подразделениями предприятия, но он дложен быть чётко включён в структуру предприятия. На предприятиях в начальный период, как правило, наиболее подготовленным к проведению этой работы структурным подразделением является служба главного энергетика. Однако если на неё возлагаются обязанности организации энергоменеджмента на предприятии, то должны быть внесены существенные изменения в должностные положения и инструкции работников энергослужбы и других служб, а также в стандарты и нормативные документы предприятия.

На каждом предприятии в силу ценологических свойств этот процесс будет индивидуален. В соответствии с рекомендациями [1] минимальную численность энергоменеджеров можно примерно определить, придерживаясь следующего правила: один сотрудник, работающий полный рабочий день, на каждые 1–3 млн долл. энергозатрат, затем дополнительно по одному сотруднику – на каждые дополнительные 2–10 млн долл., и ещё по одному – на каждые 4 млн долл. сверх этого.

Для обеспечения нормальной организации ЭМ на предприятии первоочередно необходимо выполнить:

1) текущую оценку состояния энергетического менеджмента;

2) ряд организационных мер: определить количество и состав комиссий (комитетов) по ЭМ; составить план обучения персонала предприятия по вопросам организации рационального потребления ТЭР и энергосбережения; оценку величины инвестиций в энергохозяйство; определиться с системой финансирования ЭМ; создать систему мотивации рационального расходования и энергосбережения.

Для оценки текущего состояния ЭМ на предприятии согласно [1, 2] может быть использована матрица ЭМ, по которой определяется существующий на предприятии уровень ЭМ. Всего таких уровней установлено пять (0, 1, 2, 3, 4). Каждая колонка матрицы рассматривает один из шести организационных аспектов: политику, организацию, мотивацию, информационные системы, маркетинг и инвестирование. Горизонтальные ряды (уровни) от 0 до 4 представляют собой всё более совершенные подходы к решению этих вопросов. На рисунке представлены результаты оценки уровня энергоменеджмента в одном из крупных холдингов.

Рисунок. Результаты оценки уровня ЭМ на предприятии

 

Всего на предприятиях холдинга к оценке состояния энергоменеджмента было привлечено 14 экспертов, непосредственно занятых в сфере организации эффективности использования ТЭР и на уровне предприятий, так и на уровне холдинга; из них четверо – эксперты из центрального офиса, 10 человек – главные энергетики предприятий холдинга, т. е. квалификация экспертов была очень высокой.

Анализ данных показал, что состояние ЭМ на предприятиях и в Холдинге в целом находится в среднем на уровне "2" или чуть выше, и в общем виде может быть описан следующим образом.

Старшие менеджеры признают важность энергоменеджмента, но на практике нет большой заинтересованности или поддержки действий в области энергетического менеджмента. Энергетический персонал обычно сосредоточен в отделе главного энергетика и отчитывается перед специальным комитетом, состоящим из сотрудников других отделов. Эффективность энергоменеджмента ограничивается интересами и энтузиазмом членов этого комитета.

Сильные стороны: энергетический персонал является официальным центром инициатив в области энергоменеджмента.

Слабые стороны: всё ещё нет достаточной поддержки со стороны старшего руководства, обычно обсуждение любого проекта идёт отдельно, а не как часть специальной программы и общей технической политики организации.

Выводы

1.                      Первоочередные усилия руководства Холдинга должны быть сосредоточены на выработке и официальном введении Энергетической политики, а также в части повышения состояния дел по разделам "Организация" и "Мотивация".

2.                      После выполнения мероприятий по п. 1 переход на более высокий уровень энергоменеджмента будет быстрым, так как уже в настоящее время его уровень по остальным разделам матрицы достаточно высок.

3.                      Для достижения же сáмого высокого уровня энергоменеджмента после внедрения мероприятий по пп. 1 и 2 потребуется более длительный период времени (2–4 года), так как необходимы достаточно большие инвестиции в создание информационной системы энергоменеджмента – в основном, на создание управленческого (технического) учёта по мониторингу объёмов потребления ТЭР отдельными энергоёмкими подразделениями предприятия, объёмов выпуска (переработки) продукции, удельному потреблению ТЭР на выпускаемую или перерабатываемую продукцию, а также по оценке эффективности использования ТЭР этими подразделениями. Значительное время и инвестиции потребуются также и на массовую подготовку и переподготовке персонала для всех уровней иерархии управления системы рационального потребления ТЭР и энергосбережения, а также на создание и/или внесение соответствующих изменений в нормативные документы, регулирующие производственные процессы и деятельность персонала как отдельных предприятий, так и холдинга в целом.

4.                      Для достижения целей по пп. 1–3 и обеспечения системного подхода к решению поставленных задач необходимо в первую очередь выработать Концепцию по созданию системы рационального потребления ТЭР и энергосбережению Холдинга, а также наметить меры по обеспечению функционирования этой системы в дальнейшем.

Очень важное место в организации ЭМ занимает вопрос по определению основных принципов, которые должны быть заложены в систему мотивации персонала по снижению затрат на ТЭР. Топливо и энергия являются объектами широкого организационного управления, т. е. управления не только техническими элементами. Поэтому при размещении ЭМ в энергослужбе (или техническом отделе) необходимо принять ряд организационных и мотивационных мер, чтобы:

1)                    заставить менеджеров всех уровней иерархии управления понять, что контроль над рациональным использованием и экономным расходованием топлива и энергии является одной из их управленческих обязанностей;

2)                    добиться, чтобы они знали это и действовали в соответствии с "новым" пониманием, отчитываясь за расход топлива и энергии.

Особенно это касается топ-менеджеров предприятий и холдинга в целом. Для решения этих вопросов необходима поддержка высшего руководства предприятия, и не только в виде поощрения и стимулирования персонала низшего и среднего звена. Необходима поддержка официальная, через утверждение Энергетической политики, а также учреждение органа, объединяющего разные отделы, службы и подразделения, в котором все старшие менеджеры обязуются принять на себя обязательства, а также обязать своих сотрудников работать в соответствии с лучшей практикой энергоменеджмента. Без этой поддержки со стороны высшего руководства энергетический менеджмент останется на низком уровне активности. В результате он не будет признан менеджерами подразделений и служб предприятия и их сотрудниками как что-то, к чему следует относиться как к составляющей своих повседневных обязанностей.

На некоторых предприятиях России такие органы уже созданы (обычно их называют координационными энергетическими советами или энергетическими комиссиями) и успешно работают. Возглавляют их, как правило, либо директора предприятий, либо их первые заместители (главные инженеры). Этот орган рассматривает на своих заседаниях состояние дел по созданию системы рационального энергопотребления и энергосбережения, контролирует ход выполнения Целевой комплексной программы по рациональному потреблению и энергосбережению (ЦКПЭ), заслушивает отчёты отдельных руководителей подразделений и ответственных исполнителей отдельных разделов программы о проделанной работе, координирует работу всех подразделений предприятия по вопросам повышения энергоэффективности производства, распределяет ресурсы, направляемые на ЭМ и реализацию ЦКПЭ, рассматривает и готовит к утверждению руководителю предприятия необходимые нормативные и распорядительные документы.

Далее необходимо принять решение о порядке финансирования ЭМ, т. е. определить:

1. Откуда (в краткосрочной и долгосрочной перспективе) взять деньги на ЭМ:

•из бюджета предприятия или структурных подразделений;

•путём удержания доли полученной экономии затрат от деятельности ЭМ;

•привлечением из внешних источников (банков, инвесторов и др.);

•применением комбинации этих направлений.

Особо должен быть решён вопрос по финансированию затратных видов деятельности ЭМ: обучения персонала, маркетинга, создания и обновления информационной системы по ЭМ.

2. Куда, в краткосрочной или долгосрочной перспективе, будут использованы средства от снижения затрат на ТЭР и энергоносители:

•будут выплачиваться в виде премий персоналу или в виде дивидендов акционерам;

•абсорбироваться в центральный бюджет предприятия;

•возвращаться в бюджет ЭМ;

• комбинация этих направлений.

3. Энергоменеджмент – перманентная или ограниченная во времени функция.

4. ЭМ будет осуществляться собственным персоналом или приглашённым (нанятым) со стороны?

Особенно важно определиться с решением вопросов по двум первым подпунктам. И лучше всего, если это будет определено и приведено в утверждённой Энергетической политике предприятия (организации).

Для обеспечения принятия своевременных и правильных решений персоналом различных уровней иерархии по управлению энергопотреблением предприятия должна быть создана соответствующая информационная система по мониторингу, анализу и прогнозу энергопотребления, его эффективности. Информационная система должна обеспечить выдачу точной и своевременной информации для соответствующего уровня принятия управленческих решений по рациональному потреблению и экономии ТЭР.

В-третьих, для обеспечения рационального энергопотребления и экономии энергии на каждом предприятии должна быть разработана Целевая комплексная программа по рационализации потребления ТЭР и энергосбережению (ЦКПЭ), а также – стройная система организации её выполнения. Обычно ЦКПЭ составляют на основе результатов проведённого энергоаудита предприятия. Основные требования к содержанию и порядку его проведения с учётом системного похода к исследованию СЭС в настоящее время разрабатываются "ГЦЭ-Энерго".

При разработке ЦКПЭ необходимо обеспечить стратегический подход. Не зная программы развития каждого объекта и холдинга (объединения) в целом на ближайшие 5–10 лет, нельзя намечать какие-либо серьёзные мероприятия и принимать решения в энергетическом хозяйстве предприятий. ЦКПЭ разрабатывается на 5 лет, т. е. до проведения очередного энергоаудита. На основе ЦКПЭ утверждают соответствующие программы на очередной финансовый год.

ЦКПЭ предполагает разработку комплекса организационных, социально-экономических, технических и технологических мероприятий. В ней должно быть предусмотрено три раздела мероприятий: организационные, технико-технологические и коммерческие (экономические). В программы по экономии ТЭР, формируемые по сложившимся традициям, первый и последний разделы, как правило, либо вообще не включают, либо разрабатывают в недостаточном объёме.

О содержании основных организационным мер, которые включаются в первый раздел, было сказано выше. Составление второго раздела ЦКПЭ обычно не вызывает затруднений, особенно при наличии результатов (отчёта) энергоаудита предприятия.

"ГЦЭ-Энерго" в своих комплексных обследованиях с учётом системного подхода к исследованию системы энергоснабжения учитывает взаимосвязи последней с другими системами: окружающей природной средой и технологическими системами. Поэтому при разработке математических моделей энергопотребления объектов учитываются зависимости потребления ТЭР от температуры окружающей среды (сезона года), а также от технологических факторов: производительности объектов, состава исходного сырья, степени выработки и качества катализаторов и др.

Третий раздел ЦКПЭ составляют мероприятия по совершенствованию организационных, коммерческих и технических отношений с поставщиками и потребителями (субабонентами) ТЭР, а также по повышению энергетической безопасности предприятия (организации). Этот раздел необходимо обязательно разрабатывать, чтобы бóльшую его часть включать далее в договоры на энергоснабжение с поставщиками (потребителями) ТЭР. Такой нетрадиционный объём и состав ЦКПЭ объясняется системным подходом к исследованию (обследованию) и организации эксплуатации СЭС предприятия (организации). Так как она является сложной человеко-машинной системой кибернетического типа, то обследованию, планированию и реализации мер по совершенствованию подлежит не только "машинная" составляющая системы, но и "человеческая". Поэтому и предложения по совершенствованию системы снабжения предприятия ТЭР должны охватывать вопросы и этой составляющей. Именно поэтому в составе ЦКПЭ должна быть отдельная и очень важная её часть – организационные мероприятия и создание соответствующей нормативно-технической документации.

Приведём примерный перечень нормативно-методических материалов и предложений по вопросам эффективного потребления ТЭР и энергосбережению

1. Основные понятия и определения (нормативная терминология) в области энергоэффективности и энергосбережения.

2. Энергетическая политика предприятия, организации, холдинга.

3. Положение об энергетической комиссии предприятия, организации, холдинга.

4. Методические рекомендации по организации (совершенствованию) энергоменеджмента на предприятиях холдинга.

5. Методические рекомендации по разработке и организации реализации Целевой комплексной программы по эффективному потреблению ТЭР и энергосбережению на предприятиях холдинга.

6. Методические рекомендации по проведению энергоаудита (комплексного энергетического обследования) предприятий холдинга.

7. Положение о стимулировании эффективного расходования ТЭР и энергосбережения (проект).

8. Методические рекомендации по совершенствованию внутрикорпоративной нормативной базы системы рационального потребления ТЭР и энергосбережению.

9. Предложения по введению новых, отмене или изменению ряда законов и подзаконных актов в электроэнергетике, регулирующих взаимоотношения между поставщиками и потребителями электроэнергии.

Особое место в третьем разделе ЦКПЭ должно быть отдано вопросам организации взаимоотношений с поставщиками ТЭР. Так как последние являются, как правило, монопольными структурами, то зачастую в одиночку даже крупной промышленной структуре отстоять свои права потребителей не всегда удаётся. Поэтому предприятиям необходимо использовать такие структуры как Российский союз промышленников и предпринимателей, или по опыту развитых стран организовать Общество потребителей ТЭР.

РАО "ЕЭС России" перед своей ликвидацией провело значительное количество подзаконных актов, в которых предусмотрены дискриминационные меры в отношении потребителей энергии. Потребителям совместными усилиями необходимо добиться отмены этих преференций поставщикам ТЭР.

Как показывает опыт зарубежных компаний (фирм), значительных, ощутимых результатов по снижению затрат на ТЭР можно достигнуть, если суммарные затраты на организацию ЭМ и выполнения ЦКПЭ будут составлять не менее 10 % от годовой стоимости ТЭР, потребляемых объектом регулирования. При этом необходимо не просто определиться с объёмами финансирования энергоменеджмента, в том числе ЦКПЭ, но создать цельную специальную систему его финансирования. Этот вопрос в настоящее время является одним из главных, трудных, определяющих, поэтому он должен быть отражён в утверждаемой высшим руководством предприятия (организации) Энергетической политике.

Список литературы

1. Основы энергетического менеджмента: Библиотека энергоменеджера. М.: ЭНИЗАН, АСЭМ, 1997. 87 с.

2. Чазов А. В., Чазова Т. Ю. Управление энергоэффективностью (энергетический менеджмент) на промышленном предприятии. Екатеринбург: НПЦ "Радикал", 2001. 134 с.

3. Сюсюкин А. И. Энергоснабжение предприятий: надёжность, экономичность, энергосбережение. СПб.: ГЦЭ-Энергетика, 2008. 302 с.