// Электрика. – 2008. – № 1. – С. 3–7.

 

От редакции. Наш журнал, считая проблему ремонта важной, с первых номеров в 2001 г. неоднократно рассказывал о состоянии ремонтного дела на российских предприятиях, освещая работу больших и малых электроремонтных подразделений.

Подготавливая специальный номер журнала, редакция учла материалы состоявшейся 25–28 сентября 2007 г. V Международной научно-практической конференций "Современная теория и практика обеспечения безаварийной работы электро- и энергетического оборудования, электрических сетей и систем" (о. Хортица, г. Запорожье, Украина), которую организовала АСОЦІАЦІЯ РЕМОНТНИХ ПІДПРИЄМСТВ ТА ОРГАНІЗАЦІЙ УКРАЇНИ.

В работе конференции участвовало свыше 100 ведущих специалистов украинских предприятий различных отраслей, представители российской электрики и энергетики, научные работники, руководители конструкторских и машиностроительных предприятий стран ближнего и дальнего зарубежья, представители ремонтных фирм и объединений, инофирм.

Конференция обобщила опыт работы ведущих научных и производственных коллективов по изучению и обеспечению практического решения проблем:

· электромагнитной совместимости и качества электрической энергии;

· современных систем и оборудования резервирования и защиты ВВ сетей и оборудования;

· диагностики и мониторинга основных видов электро- и энергетического оборудования;

· комплексного проектирования модернизации и строительства объектов энергетики;

· осуществления  ремонта и модернизации энергетических объектов и оборудования в условиях оптимизации численности ремонтного и эксплуатационного персонала;

· обеспечения экологической безопасности и охраны труда на объектах энергетики;

·профессиональной и психологической подготовки оперативного и руководящего персонала.

Редакция предлагает специалистам-ремонтникам, менеджерам, учёным, интересующимся проблемами повышения эффективности электроремонта, социальными и экономическими результатами реструктуризации электротехнических служб, рассказать о принципах и экономической эффективности ремонта электрических машин и оборудования, обменяться опытом и обсудить назревшие проблемы в этом направлении. Все поступившие материалы будут опубликованы на страницах нашего журнала.

Предлагаем читателям подборку докладов участников конференции.

 

—″—

 

Индустрия ремонта в современных условиях

Петренко Л.Г.

Ассоциация ремонтных предприятий и организаций Украины

 

Распад крупных предприятий ремонтной отрасли Украины, произошедший в последнем десятилетии прошлого века, обусловил необходимость поиска новых эффективных путей решения одной из важнейших задач существования постиндустриального общества – обеспечения техногенной безопасности производства.

В 90-х годах ушедшего века первой защитной реакцией товаропроизводителей во многих отраслях (металлургии, энергетике, машиностроении) стало формирование или существенное расширение собственных подразделений, обеспечивающих ремонт и модернизацию внутризаводского оборудования. Только благодаря этому сохранилось ядро высококвалифицированных кадров ремонтников – рабочих и инженеров.

Параллельно шло создание бесчисленных обществ с ограниченной ответственностью и частных предприятий на руинах ремонтных монстров. Приватизировали цеха, оборудование; наиболее прозорливые запасались интеллектуальным наследием - технической документацией, переманивали к себе инженеров-технологов. Лицензионная палата задыхалась от многочисленных заявок на выдачу лицензий на право осуществления деятельности на рынке услуг, ранее недоступных для кустарей-одиночек, а инспекции по надзору – от выдачи разрешений на работу в электроустановках напряжением выше 1000 В, на ремонт оборудования во взрывозащищённом исполнении, ремонт сосудов, работающих под давлением, и др. Наиболее действенным аргументом при выдаче разрешения становились не уровень квалификации и наличие оборудования, а объём предоставленных бумаг и финансовые возможности.

Расцвет бартерных расчётов, когда электрическая станция или энергосистема рассчитывались за выполненные ремонтные работы металлопрокатом или фарфоровыми чашками (полученными в счёт оплаты за отпущенную электроэнергию), разрушил экономику ремонтных предприятий и похоронил надежды на модернизацию собственной производственно-технической базы. К началу 2004 г. просроченная задолженность заказчиков только перед пятнадцатью ремонтными предприятиями (будущими участниками Ассоциация ремонтных предприятий и организаций Украины) составила более 14 млн долл. США! Если учесть, что система налогообложения вступает в действие после подписания Акта приёмки-передачи выполненных работ, можно представить трудности существования ремонтных организаций в этот период. Так начался период вторичного передела собственности ремонтных предприятий, когда практически была убита вера специалистов в возрождение ремонтной отрасли.

Именно в это время мы наиболее близко подошли к угрозе техногенных аварий. Всё очевиднее становилась неспособность мелких организаций к выполнению назревших задач по осуществлению крупных ремонтов, в первую очередь – на предприятиях чёрной металлургии, которые уже обрели потенциальных инвесторов и владельцев контрольных пакетов акций.

Так, оказалось невозможным выполнить капитальный ремонт 1-го разряда доменной печи № 9 на ОАО "Криворожсталь" без создания на предприятии собственного мощного управления по ремонту. На Украине к тому моменту отсутствовали организации, способные принять на себя всю полноту ответственности за качество и сроки выполнения отдельных видов работ по изготовлению и монтажу ответственных конструкций, трубопроводов и оборудования, кабельных трасс и др. Если ранее на такой ремонт специализированные ремонтные организации могли выставить до 4500 высококвалифицированных специалистов, то в начале ХХI в. пришлось собирать их практически по единицам со всех городов и предприятий не только Украины, но и стран СНГ, и дальнего зарубежья. Особенно дефицитными стали профессии каменщика по кладке огнеупоров, сварщика, электрослесаря и слесаря механосборочных работ, наладчика.

Стремлением к возрождению лучших традиций партнёрства Заказчика и Исполнителя, объединению усилий разрозненных, малочисленных ремонтных организаций для выполнения серьёзных задач по ремонту и модернизации электротехнического и энергетического оборудования было продиктовано создание в апреле 2004 г. Ассоциации ремонтных предприятий и организаций Украины. С идеей возрождения ремонтного дела как отрасли мы нашли понимание и поддержку у Совета национальной безопасности и обороны, Министерства промышленной политики и Министерства топлива и энергетики Украины. Из 146 ремонтных организаций предложение об объединении поддержали многие, но вступило в Ассоциацию только 19 руководителей предприятий и организаций различных форм собственности. Думаем, что наше объединение явилось и подтверждением законов развития техногенного общественного устройства.

Обратим внимание ещё на одну тенденцию: в последние годы нарастает стремление хозяйствующих субъектов к упорядочению и минимизации затрат на единицу выпускаемой продукции, что положило начало выводу ремонтных служб из структуры предприятий металлургии и энергетики. Собственно говоря, идёт возврат к заложенной во времена СССР практике создания сервисных ремонтных предприятий, и в силу ответственности стоящих перед ними задач можно считать, что речь идёт о воссоздании ремонтной отрасли.

К сожалению, эти процессы далеко не всегда осуществляются продуманно и с перспективой на будущее. Во-первых, в ряде случаев происходят фактически одномоментное отторжение ремонтных подразделений и выселение их за пределы заводской территории. При этом совершенно игнорируется, что ремонтники должны иметь не только ремонтную базу с соответствующим станочным и специализированным оборудованием, но и нормальные бытовые условия, транспорт для доставки рабочих к местам выполнения работ и проч., относящееся к понятию инфраструктуры. Во-вторых, выведение рабочих и служащих из штата завода влечёт за собой изменение их социального статуса, т. е. системы сложившихся льгот и пенсионного обеспечения, к чему не готовы ни органы социального обеспечения, ни органы государственного надзора, ни сами вновь создаваемые предприятия. В-третьих, возникают серьёзные проблемы в системе допуска ремонтников к выполнению работ повышенной опасности на объектах, ставших уже чужими. Так, например, происходит смещение понятия "Допускающего к работам в электроустановках", возникают сложности при оформлении Наряда-допуска к выполнению работ. Остаются юридически и технически не прописанными действия и ответственность сторон за соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности при выполнении работ, регистрацию и расследование травм, аварий и др.

Существуют и другие трудности. Действующая нормативно-техническая  документация, разработанная авторитетными институтами и специализированными проектно-конструкторскими организациями в середине 80-х, существенно устарела, а у многих вновь созданных ремонтных организаций и она имеется не в полном объёме. Конструкторская же документация – недосягаемый предел мечтаний ремонтников (при запросе на заводе-изготовителе необходимых чертежей электродвигателя или паровой турбины их цена близка к первоначальной стоимости самого изделия!).

Сегодня рынок предлагает множество материалов и комплектующих, однако зачастую они имеют низкое качество и не соответствуют техническим параметрам. В металлургии и энергетике более 70 % оборудования отработало нормативные сроки эксплуатации; в равной степени это относится и к оборудованию ремонтных предприятий – где уж тут до соблюдения норм точности при металлообработке наплавленных поверхностей восстанавливаемых деталей или проточке шейки вала! А резкое удорожание всего (от энергоносителей до аренды земли и помещений) заставляет ремонтников искать пути экономии – в основном, за счёт упрощения технологии ремонта и написания собственных технических условий (ТУ).

Благородное дело тендерного отбора претендентов на право выполнения работ по ремонту и сервисному обслуживанию превратилось в нечестную конкуренцию. Отметим недостатки этой системы:

·             технические специалисты предприятий-заказчиков практически отстранены от оценки качественных параметров претендентов на оказание услуг по ремонту, а их финансовый менеджмент не владеет необходимым минимумом знаний, дающим возможность на основании предоставленных конкурсных документов отделить "голых" посредников от настоящих производителей работ и услуг; службы безопасности заказчиков к выполнению этих функций не привлекают;

·             тендерные комитеты практически игнорируют нормативные акты, регламентирующие уровень заработной платы в сервисных организациях, ориентируясь на минимальную заработную плату и тем самым побуждая ремонтников ловчить в иных статьях сметы (при том, что на обслуживаемых предприятиях, в том числе в металлургии, тарифные ставки и фактическая зарплата соответствуют реалиям рыночной экономики);

·             на положении изгоев чувствуют себя ремонтники и при обосновании плановой прибыли в смете – заказчик не хочет понимать, что любой вид деятельности должен предусматривать прибыль, которая используется и для укрепления материально-технической базы ремонтной организации;

·             особое возмущение вызывает система поборов за предоставление так называемой конкурсной документации, осуществляемой третьими лицами.

Следует надеяться, что положение дел в системе государственных закупок станет предметом особого внимания кабинета министров, а позиция Антимонопольного комитета Украины и нашей Ассоциации будет услышана и реализована в последующих решениях Правительства.

Однако даже самый детальный перечень возникающих проблем не сможет остановить естественное развитие процесса. Поэтому одна из задач Ассоциации – оказать помощь в их скорейшем разрешении. На наш взгляд, наиболее важно правовое, техническое и организационное обеспечение широко декларируемого перехода к ремонтам оборудования "по техническому состоянию". Как мы готовы сегодня к этому этапу производственной деятельности?

Ремонт оборудования по техническому состоянию предполагает наличие на предприятии служб технической диагностики и мониторинга оборудования, по данным которых можно с достаточной степенью достоверности определить порог безопасной эксплуатации. Формирование службы диагностики в рамках действующих предприятий или сервисных организаций – дело весьма дорогостоящее, как по стоимости приобретения необходимой диагностической аппаратуры, так и по подготовке квалифицированных инженерных кадров. Ещё менее проработан вопрос создания единой межотраслевой базы данных диагностики. И если по вибродиагностике уже наработаны критерии оценки угрозы выхода из строя роторного оборудования, то существующие методы измерения и оценки электрических величин требуют системного анализа высококвалифицированными специалистами; по результатам анализа должен быть утверждён нормативный документ.

Становится очевидным, что для дальнейшего развития системы ремонта и сервисного обслуживания технологического оборудования, для предупреждения аварий и катастроф техногенного характера необходимо объединение научно-технического потенциала стран СНГ. Только совместные усилия помогут существенно сократить сроки нашего "взросления" и обеспечить ускоренную разработку (переработку):

·                        нормативно-технической документации, регламентирующей порядок проведения работ по технической диагностике и мониторингу наиболее ответственных видов высоковольтного электротехнического оборудования;

·             документации по ремонту электрических машин и аппаратов по месту установки и в цехах ремонтных предприятий;

·             норм и правил, регламентирующих порядок проведения работ и ответственность за соблюдение правил безопасной эксплуатации электроустановок потребителей при их обслуживании сервисными организациями;

·             унифицированных требований к качеству электрической энергии и электромагнитной совместимости электрических аппаратов, оборудования и систем.

Не менее важным, на наш взгляд, является законодательное усиление ответственности за качество и своевременность выполнения ремонтных работ и сервисного обслуживания оборудования. В повседневную практику должно войти страхование ответственности за качество выполненных работ и ужесточение требований к ремонтным организациям со стороны органов сертификации и лицензирования. Не могут быть в стороне от процесса построения цивилизованного, ответственного сообщества ремонтников и сами специалисты-энергетики, ибо от этого зависит техногенная и энергетическая безопасность страны, мегаполиса или отдельно взятого предприятия.

И ещё одна проблема отрасли вызывает сегодня обеспокоенность – это преемственность поколений энергетиков, подготовка и воспитание кадров. С уважением относясь к сложившейся системе вузовской подготовки кадров и понимая проблемы её реформирования, нельзя не отметить намечающийся разрыв в теоретической подготовке будущих специалистов-энергетиков и закреплении полученных ими знаний на практике. Отсутствие заинтересованности хозяев предприятий в предоставлении рабочих мест студентам-практикантам, сокращение числа мест в рабочих общежитиях существенно снижают возможности производственной практики и выполнения реальных дипломных проектов.

Другая сторона медали – существенное сокращение прикладных научно-технических разработок молодых учёных на базе промышленных предприятий и, как следствие, отрыв вузовской науки от насущных проблем производства. Нельзя не отметить и оторванность преподавания основополагающих дисциплин и курсов электротехнической и энергетической специализации от реальных задач, стоящих перед будущими специалистами отрасли. Так, ни в одном из высших учебных заведений Украины даже факультативно не излагаются основы ремонта и модернизации оборудования – а ведь шансы молодых специалистов сконструировать что-либо новое многократно меньше, чем принять участие в ремонте и модернизации.

Всё это, как и неудовлетворительный уровень заработной платы молодых специалистов, отсутствие у собственников желания дать социально-правовые гарантии их труда, рождает проблему острейшего дефицита кадров. Не выдерживают критики и действующие системы повышения квалификации для специалистов среднего звена управления, как в промышленности, так и в энергетике. Пора бить тревогу по поводу нарушения основного правила обеспечения техногенной безопасности производства – подготовки и переподготовки технических кадров, с учётом того, что для становления специалиста необходимы годы, а то и десятилетия!

Все изложенные проблемы носят явно интернациональный характер – по крайней мере, для стран СНГ. И возможность их успешного преодоления во многом зависит от объединения усилий науки, производства и общественности, в числе представителей которой – Ассоциация ремонтных предприятий и организаций Украины.