//Электрика. – 2008. – № 8.– С. 3–6.

О ПРИМЕНЕНИИ ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К ТАРИФАМ

ЗА ПОТРЕБЛЕНИЕ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ

А. В. Кузнецов, И. В. Евстифеев

Ульяновский государственный технический университет

 

Одним из эффективных способов снижения потерь электроэнергии при её передаче субъектами энергетики является компенсация реактивной мощности (КРМ) путём установки и использования потребителями компенсирующих устройств (КУ). Этот способ позволяет снизить потери электроэнергии по стране до 5 % (в денежном выражении – около 40 млрд руб. в год), однако у нас этот способ используется плохо. При достаточно высокой насыщенности рынка техническими средствами КРМ потребители не охотно их приобретают и мало используют. Причина – в незаинтересованности. И это объяснимо: средства в компенсацию должны вкладывать потребители, а вся экономия от снижения потерь достаётся энергоснабжающей организации (ведь при установке КРМ на границе раздела "предприятие–энергосистема" 6УР потери в сетях потребителя не снижаются вообще [1]). Экономические способы воздействия на потребителей в виде стимулирующих надбавок (скидок) или повышающих (понижающих) коэффициентов к тарифам на электроэнергию не могут в полной мере решить проблему КРМ. На протяжении длительного времени с момента перехода к рыночным отношениям проблема использования стимулирующих надбавок (скидок) широко обсуждалась в рамках дискуссий на страницах профессиональных журналов [2], круглых столов, научно-технических конференций различного уровня. Однако решений, удовлетворяющих обе стороны, до сих пор не найдено.

Отказ от сложившейся практики и попытка государства установить потребителям якобы экономически обоснованные надбавки (скидки) состоялась в 1991 году введением "Правил применения скидок и надбавок к тарифам на электрическую энергию за потребление и генерацию реактивной энергии" [3]. В 2001 г. Правила были отменены как несоответствующие действующему законодательству, экономических рычагов воздействия на потребителей в части КРМ не стало, административные же рычаги оказались неэффективными. Процесс КРМ стал неуправляемым. Стало очевидно, что потребители перестали заниматься КРМ с точки зрения решения задач субъектов электроэнергетики (см. Приказ ОАО РАО "ЕЭС России" от 11.12.2006 г. № 893 "О повышении устойчивости и технико-экономической эффективности распределительных электрических сетей и систем электроснабжения потребителей за счёт управления потоками реактивной мощности и нормализации уровней напряжения").

Восстановление потерянных экономических рычагов воздействия на потребителей в части КРМ осуществлено постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электроэнергии" [4]. Директивно было определено, что каждый i-й потребитель, присоединённая мощность энергопринимающих устройств которого составляет более 150 кВт (кроме бытовых и приравненных к ним потребителей), обязан поддерживать на границе балансовой принадлежности определённое договором энергоснабжения значение коэффициента реактивной мощности , называемое предельным и рассматриваемое согласно "Порядку расчёта значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон в договорах об оказании услуг по передаче электрической энергии (договорах энергоснабжения)", утверждённому Приказом Минпромэнерго.

В том случае, когда фактическое значение коэффициента  i-го потребителя, получающего электроэнергию от субъекта электроэнергетики, не превышает , расчёт за услуги по передаче электроэнергии производится по тарифу , который устанавливается дифференцированно по уровням напряжения питания потребителей: высокое напряжение (ВН), среднее первое напряжение (СН-I), среднее второе напряжение (СН-II), низкое напряжение (НН). В пределах одного уровня напряжения он принимается одинаковым для всех потребителей. Обозначим его как . Тогда тариф  для i-го потребителя в случае соблюдения им договорных условий потребления РМ будет равен тарифу , установленному для класса напряжения, на котором он получает электроэнергию:

   при .                                         (1)

Если же потребитель нарушает определённый договором режим потребления РМ (), он либо должен установить компенсирующие устройства и восстановить тем самым требуемое значение , либо оплатить услуги по передаче электроэнергии по повышенному тарифу, который определяется с помощью повышающего коэффициента  [5, 6]. В этом случае тариф  на услуги по передаче электроэнергии для такого потребителя будет определяться следующим образом:

 при      (2).

Выражение (2) для определения тарифа  можно записать иначе:

,                  (3)

где первая составляющая  является постоянной и независимой от участия потребителя в КРМ, а вторая –  индивидуальна для каждого потребителя и определяется по выражению:

                                              (4)

при следующих ограничениях: если , то ; если , то .

Повышающий коэффициент () может быть как зависимым, так и не зависимым от степени превышения  над . В любом случае он отражает увеличение затрат энергосистемы в связи с передачей потребителю реактивной мощности. Составляющая  представляет собой стимулирующую надбавку к тарифу , размер которой может определяется степенью участия потребителя в КРМ, а дополняющие его ограничения (4) являются её математической моделью.

Заметим, что подобная модель расчёта стимулирующей надбавки  предлагалась Правилами [3] и совершенствовалась на протяжении более 10 лет. Её отличие от новой модели (4) заключается лишь в том, что в ней величина  называлась экономическим значением коэффициента РМ , а повышающий коэффициент определялся следующим образом:

.                                             (5)

В этом выражении величина  является относительным значением тарифа на передачу РМ, равным 0,06–0,08 [7]. При равенстве коэффициентов  и определении величины  по (5) модели становятся идентичными. Но Правила были отменены, что сделало нелегитимным расчёт на их основании надбавки  к тарифу. В этой связи возникает сомнение в возможности использования новой модели (4).

Применение индивидуального для каждого потребителя тарифа, содержащего надбавку , является попыткой изменить существующий механизм установления тарифов, который обозначен в Федеральном законе № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" [8], в соответствии с которым тарифы на передачу электроэнергии на потребительском рынке подлежат государственному регулированию. Решение об установлении значений тарифов принимается соответствующими органами государственного регулирования на основании утверждённого алгоритма управления. Алгоритм включает в себя положения и принципы, изложенные в законе о государственном регулировании, инструкции, в утверждённых Федеральной службой по тарифам "Методических указаниях по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" [9] и других нормативных документах.

Основным принципом при установлении тарифов на передачу электроэнергии является экономическая обоснованность дохода  субъекта электроэнергетики от оказания услуг по передаче электроэнергии на определённом классе напряжения. Его величина определяется стоимостью и объёмом оказанных услуг по передаче электроэнергии и в случае использования тарифа (3) рассчитывается по выражению:

.                    (6)

Величина этого дохода подлежит строгому экономическому обоснованию и государственному контролю и должна соответствовать необходимому объёму денежных средств субъекта электроэнергетики  для оказания им услуг по передаче электроэнергии. Значение  определяется на основании анализа статей расходов и связано с рассчитанным по действующим Методическим указаниям тарифом на передачу электроэнергии  следующим выражением:

,                                                                                     (7)

где  – объём потребления электроэнергии;  – число потребителей, для которых установлен тариф .

В случае  нарушаются экономические интересы потребителей электроэнергии, а в случае  – субъекта электроэнергетики. В этой связи условием соблюдения принципа экономической обоснованности является выполнение равенства:

.                                                                                            (8)

Условие (8) выполняется только при том значении тарифа , для определения которого необходимо в (8) подставить выражения (6), (7), а затем из полученного уравнения вывести :

.                                              (9)

Получается, что только в случае определения тарифа  по (9) использование модели (3) обеспечивает соблюдение принципа экономической обоснованности доходов субъекта электроэнергетики согласно (8). Именно тариф (9) должен утверждаться регулирующим органом как экономически обоснованный. В настоящее же время регулирующий орган утверждает в качестве экономически обоснованного тариф , что приводит к наличию у энергоснабжающей организации дополнительного (сверх экономически обоснованного) дохода в размере:

.                                                  (10)

Этот доход является необоснованным, скрытым для регулирующего органа и образует сверхприбыль, что дискриминирует потребителя в условиях монопольного положения электроснабжающих сетей. Именно наличие подобного дохода, обусловленного применением надбавок к тарифам в соответствии с моделью, предложенной Правилами, стало причиной их отмены Минюстом в 2001 году. На наш взгляд, такая же участь ждёт и новую модель (4). Чтобы это не случилось, необходимо её дополнить уравнением связи (9) между тарифом , постоянным для потребителей, получающих питание на одном из уровней напряжения (ВН, СН-I, CH-II, НН), и тарифом , рассчитанным по действующим Методическим указаниям. Без уравнения связи (9) идея стимулирующей надбавки становится нереализуемой в условиях действующего законодательства.

Выводы

1.     Экономическое воздействие на потребителей в соответствии с внесёнными изменениями предполагает использование модели [4], стимулирующей надбавки к тарифу на передачу электроэнергии. Но эта модель идентична той, которая предлагалась отменёнными Правилами. Обе они фактически предполагают незаконное взимание с потребителей дополнительной платы в пользу ЭСО за потребление РМ.

2.     Применение надбавки является попыткой изменить существующий механизм государственного регулирования тарифов, который подчинён строгим принципам, изложенным в законе о регулировании. Принцип экономической обоснованности тарифов исключает применение модели стимулирующей надбавки в том виде, в котором она предложена. По нашему мнению, она также будет отменена, как в своё время была отменена модель, предложенная Правилами.

3.     Модель стимулирующей надбавки, дополненная уравнением связи (9), обеспечивает соответствие её принципам государственного регулирования тарифов и восстанавливает экономические рычаги управления компенсацией реактивной мощности.

Список литературы

1. Кудрин Б. И. Электроснабжение промышленных предприятий. Учебник для вузов / Рекомендовано Минобразования РФ в качестве учебника для студентов вузов, изучающих курс "Электроснабжение промышленных предприятий". 3-е изд., испр. и доп. М.: Интермет Инжиниринг, 2007. 672 с.

2. Приглашаем к дискуссии // Электрика. 2001. № 6. С. 12–29.

3. Правила применения скидок и надбавок к тарифам на электрическую энергию за потребление и генерацию реактивной энергии (Введены в действие с 1 декабря 1997 г.) // Промышленная энергетика. 1998. № 10. С. 4352.

4. Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики: Постановление Правительства РФ // Собрание законодательства РФ – 2006. № 37. Ст. 3876.

5. Кузнецов А. В. Об организационно-правовых аспектах управления режимами электропотребления // Электрические станции. 2003. № 12. С. 52–56.

6. Кузнецов А. В., Магазинник Л. Т. Повышение эффективности управления режимами потребления электрической энергии. М.: Энергоатомиздат, 2006. 105 с.

7. Инструкция о порядке расчётов за электрическую и тепловую энергию (Зарегистрирована Минюстом РФ 28 декабря 1993 г. № 449) // Экономика и жизнь. 1994. № 3. С. 83–88.

8. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ: Федеральный закон № 41-ФЗ // Собрание законодательства РФ – 1995. № 16. Ст. 1316 – изм. и доп.: Собрание законодательства РФ – 1999. – № 7. Ст. 880; № 45. Ст. 5428.

9. Методические указания по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке // Муниципальная экономика. 2002. № 4. С. 33–66; 2003. № 1. С. 76–85.