//Электрика. – 2010. – № 5.– С. 44–47.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ЭНЕРГОСБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. В. Пугачёв, доктор техн. наук, профессор, зав. кафедрой, pugachev_ev@em.sibsiu.ru,

В. В. Стерлигов, канд. техн. наук, профессор, SVETA_ nvkz @ mail.ru,

ГОУ ВПО Сибирский государственный индустриальный университет,

Н. В. Овчинников, директор, office @ protehrg

ООО "Компания Промышленные Технологии"

 

Энергосбережение и повышение энергоэффективности – одно из пяти приоритетных направлений модернизации экономики нашей страны – так заявил в ежегодном послании Федеральному Собранию Президент России Д. А. Медведев. Доказательством этой приоритетности можно считать принятие Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Как следует из самого названия, Закон имеет системный характер, и почти половина его содержания направлена на "встраивание" его в структуру Российского законодательства, в этом его коренное отличие от прежнего закона от 1996 г. "Об энергосбережении", носившего большей частью декларативный характер.

Законодатель ввёл различные нормы прямого действия, решающие многие вопросы по энергосбережению и энергоэффективности, что позволит начать практическую деятельность по указанной проблеме. Вместе с тем появилась чрезмерная детализация, позволяющая скорее рапортовать, чем заниматься делом. Например, Закон запрещает выпуск лампочек накаливания мощностью 100 Ватт, но составители закона упустили из виду, что эти лампочки, помимо освещения, используют и как нагревательный элемент в домашних инкубаторах. С другой стороны, есть явные упущения – по нашему мнению, не прописаны вопросы организации энергосбережения и управления этим процессом.

При всей важности проблемы и широте её обсуждения не нашло отражения методологическое обеспечение процесса, без чего невозможна его реализация в разумных пределах. Основой всего процесса энергосбережения является безусловность его реализации на местах, в отдельных поселениях, так как органы власти в этих муниципальных поселениях не обладают ни должной квалификацией по процедуре создания программ, ни наличием специалистов, способных консультировать по этим вопросам.

Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности должны иметь научное обоснование или, по крайней мере, пройти научную экспертизу. Региональное законодательство по энергосбережению должно ликвидировать этот пробел и прописать процедуру разработки их принятия. К слову сказать, по регионам наличие научных сил существенно отличается, поэтому на федеральном уровне необходимо ввести практику разработки модельных законов субъектов Федерации по некоторым фундаментальным проблемам. Такая практика получила полную аргументацию в её разумности и эффективности (например, в США, гордящихся незыблемостью своей конституции, существует, и не в первой редакции, модельная конституция штата).

Пакет модельных документов по реализации процесса энергосбережения в муниципальном образовании должен быть рекомендован властями региона и в общем случае должен обозначать содержание работы и алгоритм её исполнения, а документы должны иметь "рецептурный" характер. Это позволит тем муниципальным образованиям, которые не имеют сил для научного обоснования своих программ, избежать большинства ошибок. Для правильного использования указанного пакета необходимо провести обучение представителей органов муниципальной власти.

В стране, которая объявила и практически реализовала "принцип вертикали" в органах исполнительной власти, необходимо реализовать такой же принцип вертикали в энергосбережении – процессе, который страна признала приоритетным в своём развитии. Точно обозначив сроки принятия программ по энергосбережению, законодатель, к сожалению, не определил механизмы и структуры управления этим общегосударственным процессом. Признав де-факто программно-целевой метод управления, законодатель де-юре не прописал его. Уже имеющийся муниципальный опыт энергосбережения показывает значительные недостатки: программы принимаются по отдельным направлениям и проблемам (например, отдельно ЖКХ и социальный комплекс, установка приборов и модернизация оборудования). Отклонения от системного подхода порождают дублирование, разночтения в исходных позициях, отсутствие координации и другие многочисленные ошибки. Между тем классические решения по теории управления предлагают создание дирекции программ, куда должны входить и их разработчики.

Желание реализовать процесс энергосбережения грамотно и эффективно лежало в основе решения (в рамках XVI Сибирского промышленного форума, проходившего под эгидой Министерства промышленности и торговли РФ) провести XIII Всероссийскую научно-практическую конференцию с выделением секции "Проблемы энергосбережения и энергопотребления в рыночных условиях". Конференция проходила в г. Новокузнецке на базе Сибирского государственного индустриального университета с 6 по 9 октября 2009 г.

Всего в работе секции участвовало свыше 50 представителей 14 различных организаций и предприятий. Наиболее мощно были представлены холдинг "ЕВРАЗ" (в который входят металлургические предприятия ОАО "НКМК" и ОАО "ЗСМК"), ОАО "Кузбассэнергосбыт" и ЖКХ г. Новокузнецка. Активное участие приняли преподаватели и студенты СибГИУ – студенты представляли клуб "Энергосбережение", который создали сами.

Было заслушано 16 докладов разнообразной тематики, которую условно можно разделить на техническую, организационно-нормативную и посвящённую общим проблемам энергосбережения.

Общим проблемам было посвящено два доклада. О. С. Калюс и В. Н. Овчинников (ООО "Протех", г. Кемерово) рассмотрели организацию системы энергосбережения в масштабах региона. Предлагаемая схема управления этим процессом – вопрос, который совершенно не прописан в новом законе об энергосбережении. Доклад В. В. Стерлигова содержал конкретные предложения по организации энергосбережения на муниципальном уровне, где собственно и должна выполняться вся работа.

Необходимость развития законодательства по энергосбережению подчеркнул Агеев А. В. (ООО "Кузбассэнергосбыт"), отметив полное отсутствие законодательного регулирования по ряду вопросов и неопределённость во многих существенных аспектах энергосбережения, среди которых особо нужно выделить вопросы квалификации договорных отношений в электроэнергетике, в частности, отношений между абонентом и субабонентом.

В соответствии со ст. 545 ГК РФ "абонент может передавать энергию, принятую им от энергосберегающей организации через присоединённую сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации". Таким образом, в ГК передача энергии от абонента к субабоненту сформулирована как право, а не обязанность абонента. Это означает, что последний может отказаться от передачи энергии, и на практике зачастую так и поступая и мотивируя это тем, что данная деятельность не является для него основной и не носит публичный характер.

Отмечено, что проблема квалификации договорных отношений между абонентом и субабонентом не решена и с принятием Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", который коренным образом изменил правоотношения в рассматриваемой области. Анализ указанных изменений свидетельствует о стремлении законодателя уйти от привычных терминов (энергоснабжающая организация, абонент, субабонент), соответственно отказавшись и от принципа разграничения субъектов рассматриваемых отношений в зависимости от последовательности расположения (присоединения) энергетических объектов в цепочке прохождения электрической энергии. Между тем, изменение терминологии само по себе не является решением проблем, возникающих у субабонентов и абонентов. Например, нет возможности однозначно решить, какой тип договора должен быть заключен между ними с учётом того, что абонент не является энергоснабжающей сбытовой организацией и может не отвечать признакам территориальной сетевой организации. На практике эта проблема приводит к росту случаев несанкционированного подключения к сетям абонента в отсутствие договорных отношений, к увеличению доли потерь.

Следует отметить, что вопросы неурегулированных договорных отношений ярко прослеживаются в отрасли ЖКХ. Например, постановление Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. возлагает на исполнителей коммунальных услуг ответственность по оплате домовых нужд и потерь в доме, однако это находится в противоречии с другими постановлениями Правительства РФ. Множество нюансов возникает и в вопросах безучётного потребления энергоносителей гражданами, так как абоненту сегодня зачастую выгоднее платить по нормативу, чем устанавливать прибор учёта и производить расчёты по фактическому потреблению. На нынешнем этапе важно привлечь внимание общества и специалистов к кругу обозначенных проблем и выработать пути обеспечения позитивных сдвигов в правовом регулировании энергосбережения.

Анализируя условия электроснабжения в условиях рынка В. О. Лопашов (ООО "Кузбассэнергосбыт") отметил, что в этом процессе существует ряд ключевых факторов: выбор рынка электроэнергии, требования к субъектам оптового рынка, выбор тарифов, определение графиков энергопотребления, важную роль играет и человеческий фактор.

Практическому развитию идей, представленных в предыдущем докладе, было посвящено выступление Шимова И. В. и Локтеева Н. Г. (ОАО "ЗСМК") "Планирование почасового электропотребления электрической мощности на Запсибе». На примере отдельных энергоёмких агрегатов (прокатный стан, агрегат внепечной обработки стали) была показана эффективность принятых подходов.

Ярким примером возможностей применения организационных мер в энергосбережении явился доклад Тураева В. Д. (Западно-Сибирская ТЭЦ) об инкорпорировании этого предприятия в структуру ОАО "ЗСМК". Благодаря этому, а также за счёт изменения схемы приобретения энергии на оптовом рынке удалось снизить годовые финансовые затраты на тепловую и электрическую энергию на 15 %.

Целый ряд докладов был посвящён техническим вопросам по энергоэффективности ламп (Кузнецова Е. С., Свирская Г. С., СибГИУ), усовершенствованию работы трансформаторов (Иванов А. С., ООО "Электроприбор"), электродвигателей (Тимофеев А. С., СибГИУ).

Блестящий доклад А. Ю. Гапоненко (ОАО "ЗСМК") был посвящён использованию вторичных ресурсов для выработки электроэнергии. По программе энергосбережения и плану использования вторичных энергоресурсов на Западно-Сибирском металлургическом комбинате в декабре 2006 г. на паровоздуходувной станции (ПВС) введён в эксплуатацию турбогенератор мощностью 12 МВт с турбиной противодавления пара, подаваемого в сети комбината. Этот комплекс успешно функционирует и в настоящее время, играя существенную роль в энергосбережении на комбинате, так за 9 месяцев 2009 г. генератор выработал около 49 млн кВтч электроэнергии. Особенностью комплекса является параллельное подключение турбогенератора к мощному синхронному двигателю компрессора, обеспечивающему подачу сжатого воздуха в общую магистраль комбината, и наличие реактированной кабельной линии связи от опорной подстанции, обеспечивающей связь с энергосистемой. При промышленной реализации комплекса решён ряд задач, связанных с построением системы автоматического управления процессами в установившихся и переходных режимах.

По итогам конференции принята резолюция, направленная в областной Центр энергосбережения. В неё вошли предложения по разворачиванию пропаганды и образовательной деятельности, мотивации участников энергосбережения, введению обязательных выплат за результаты работ, созданию областного научно-методического совета по энергосбережению для обеспечения публичности этого процесса. Особенно отмечена необходимость работы с молодёжью на примере студенческого клуба "Энергосбережение". Доклады были рекомендованы к публикации.

Перечень рассмотренных участниками конференции технических, организационных, экономических вопросов типичен и представителен для времени старта кампании тотального энергосбережения. Но осталась почти не отмеченной социальная сторона процесса. А ведь процесс энергосбережения должен быть "социальным и публичным". Без вовлечения в него всего общества мы не достигнем желаемых результатов, ведь каждый из нас должен понять, что энергосбережение является выгодным и комфортным. Не важно, каким будет мероприятие – утепление дома или снижение энергозатрат на продукцию. Нужна мощная пропаганда в различных формах – социальный плакат, материал в СМИ или что-либо ещё. Государство заявило о своём участии и ответственности за информационную политику и должно выполнить свои обязательства в полной мере. Однако прошло уже три месяца со дня вступления Закона в силу, но ни одно из федеральных или местных средств массовой информации не объявило об открытии рубрики или передачи по энергосбережению.

Очень важна и мотивация граждан к энергосбережению. Несмотря на то, что процесс энергосбережения регламентирован технологиями, рационализаторскими предложениями, возможностями оборудования, его реализация во многом определяется человеческим фактором.

Калькуляцию себестоимости энергии никогда не публикуют. Между тем, согласно ГК РФ, "Договоры энергоснабжения" должны заключаться на условиях равенства (паритета), содержать определённую информацию, в том числе и цену товара. Но какой может быть паритет, если за неуплату с потребителями могут поступать как угодно. Однако что получит потребитель, попытавшись взыскать с поставщика за недогрев квартиры или понижение напряжения в электросети?!

Произволом выглядит акция отключения электроэнергии за неуплату по коммунальным услугам, которую так любят смаковать СМИ. Это является прямым нарушением ГК РФ (статья 546, п.2) по договорам энергоснабжения, которые предусматривают согласование при прекращении подачи энергии. Особенно вызывающим выглядит наклеивание на двери неплательщика информации о его задолженности, что является нарушением конституционного принципа о тайне частной жизни.

Органы власти, особенно муниципальные, в наибольшей степени заинтересованы в выполнении всех условий принятого Закона, и от них в наибольшей степени зависит практическая реализация энергосбережения. Они должны помнить, что кроме технического и экономического эффектов для власти очень важным является социальный эффект, обеспечивающий уважение к властям и социальную стабильность в обществе.

Энергосбережение даёт и ещё один эффект – снижение выбросов в атмосферу при генерации. Закон не содержит упоминания о предотвращении ущерба как составляющей экономического эффекта, хотя (с учётом последних веяний и событий) выбросы диоксида углерода, возникающего при сжигании органического топлива, сейчас становятся очень важным показателем в технологии и экономике.

Уже от стартовых ситуаций важнейшего процесса энергосбережения как средства модернизации остаётся впечатление торопливости и непродуманности. Да, времени мало, вернее – оно упущено, но именно поэтому и нельзя ошибаться! Исполнительской торопливости нужно противопоставить продуманную оперативность, а иначе будет очередная "сплошная коллективизация".

Классический алгоритм выработки управляющих решений предполагает анализ ситуации, а затем подготовку решения. Поэтому важно любые программы и решения обосновывать, и уже затем определять методологию. Раз этого нет в Федеральном законе – должно быть учтено и выполнено на региональном уровне. Научная обоснованность программ или, в крайнем случае, научная экспертиза должны быть прописаны законодателями. На это, как и на управление программами энергосбережения, необходимо выделять средства. Подзаконные акты разного качества и уровня должны регламентировать эти вопросы.