//Электрика. – 2010. – № 5.– С. 1214.

 

ЭФФЕКТИВЕН ЛИ НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН?

В. Р. Киушкина, канд. техн. наук, доцент, viola75@mail.ru

 

Технический институт (филиал) ГОУ ВПО “Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова

 

Надёжность энергоснабжения потребителей и высокое качество поставляемой электроэнергии становятся главным социально-политическим фактором, существенным компонентом социального развития и экономического роста страны и мира в целом [1]. Необходимость повышения энергетической эффективности предопределяет долгосрочные перспективы развития не только энергетического сектора, но и всей экономики регионов России. Целью политики государства в данной сфере является жёсткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности с использованием широкого спектра мер, стимулирующих потребителей энергоресурсов, обеспечивающих структурную перестройку российской экономики и реализацию потенциала технологического энергосбережения [2].

Для преодоления неудовлетворительной ситуации в сфере надёжности энергоснабжения регионов России и живучести систем энергетики требуется разработка и реализация эффективных мер в рамках Энергетической стратегии России [3], региональных и отраслевых энергетических программ. На современном этапе развития рациональное использование топливно-энергетических ресурсов является одной из важнейших задач в России, от успешного решения которой зависит как благосостояние страны в целом, так и отдельных членов общества.

Федеральный закон РФ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [4] состоит из 10 глав и 50 статей. В нём указано (статья 4), что "правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должно основываться на следующих принципах:

1) эффективном и рациональном использовании энергетических ресурсов;

2) поддержке и стимулировании энергосбережения и повышении энергетической эффективности;

3) системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использования энергетических ресурсов с учётом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий".

Закон содержит определения основных понятий в сфере энергосбережения. Введено новое понятие (характеристика) – класс энергетической эффективности применительно к продукции, технологическому процессу, многоквартирному дому и др

Однако при чтении Закона возникает множество вопросов. На кого лягут обязанности определения соответствия классов энергетической эффективности в отношении домов, товаров, услуг? Ведь обязанностей будет бесконечное множество! Как будет осуществляться присвоение класса эффективности многоквартирному дому? Какие мероприятия должен будет осуществлять собственник помещений? Нет ли необходимости жилищно-коммунальным структурам сначала обратиться к вопросам энергоаудита своих объектов и проанализировать, куда уходит достаточно недешёвая для потребителей энергия?

Непроизвольно приходит на ум лозунг двадцатилетней давности: "Экономным будь в большом и малом, дорожи и инструментом и металлом. Бережно расходуй как своё – топливо, энергию, сырьё". Стоит задуматься!

Сегодня даже при внедрении энергосберегающих технологий на объектах жилищно-коммунального хозяйства мы невольно (создавая себе комфортные условия, что является приоритетом в жизнеобеспечении человека) продолжаем неэффективно тратить энергию, отдавая тепло улицам. Такая ситуация сложилась за много лет, и не по вине собственника помещения. Заставить каждого собственника заниматься сбережением тепловой энергии – задача пока невыполнимая, поскольку нет реальных стимулов.

В Законе (статья 11) прописано: "…здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности". А если существующая система строительства и сама система теплоснабжения не могут обеспечить выполнение показателей энергоэффективности? Как будет решаться в данном случае вопрос энергосбережения?

Упоминается в Законе (статья 15) и об организации энергетических обследований и создании саморегулируемых некоммерческих организаций. Не придём ли мы к ситуации, когда у каждой такой организации будут свои периодически изменяющиеся требования, и не приведёт ли это к злоупотреблениям, остаётся только догадываться. И сколько будет таких организаций? Видимо, немалое количество, с обязательным и неминуемым сопровождением отчётной документации. К сожалению, мы так и не стремимся уйти от "бумажной", бюрократической России. И непонятно, сможем ли мы таким образом что-то сэкономить, затрачивая изначально и закладывая на перспективу значительные средства для реализации этой цели?

"…Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов" от каждой саморегулируемой организации (статья 17). С какой целью такой огромный поток информации будет собираться в центральном органе? Идея понятна – "…в целях получения объективных данных об уровне использования органами и организациями энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергетической эффективности…". Но можно ли будет при такой загрузке отчётной документацией эффективно осуществлять обратную связь? Непонятен и механизм достижения показателей энергетической эффективности. Как он будет обеспечиваться в регионах?

Решение задачи энергосбережения целесообразно начать с подготовки кадров – специалистов, способных обеспечить повышение эффективности использования энергии, причём работающих не только в области энергетики, но и в других отраслях хозяйственной деятельности. Сбор отчётной документации и контроль за осуществлением энергетических обследований объектов следует осуществлять на региональном уровне!

К полномочиям органов государственной и местной власти субъектов Российской Федерации Законом отнесены разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обеспечивающих выполнение заданных показателей. Какими должны быть данные программы? Существуют ли методики их разработки для разных регионов? Ведь энергетические комплексы регионов имеют свои особенности: наличие полезных ископаемых (энергоносителей), степень развития инфраструктуры, состояние экономики, географическое положение, климат. В основу методики определения потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности должен быть положен расчёт топливно-энергетического баланса, однако в регионах используют различные методы его расчёта, либо не считают вообще, либо используют различные методы расчета.

Ещё одна из обязанностей, введённая рассматриваемым Законом – "...организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, .. обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют" (статья 13). Цена договора по установке и обслуживанию приборов учёта определяется сторонами и, заметим, не регулируется государством. Следовательно, создаются условия для монопольного завышения цен на установку и обслуживание приборов. Также не регулируются государством цены (тарифы) по объёмам потребления тепловой энергии на основании введения договоров между потребителем и поставщиком.

"Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" включает мероприятия по "…стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов" [4]. В чём именно будет заключаться стимулирование, пока непонятно.

Достижению целей закона будут способствовать диверсификация электроснабжения (в том числе за счёт новых возобновляемых источников энергии) и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (именно оптимальное использование, а не просто сокращение расхода).

Быстрый экспоненциальный рост негативных техногенных воздействий на окружающую среду ведёт к существенному ухудшению среды обитания человека. Поддержание этой среды в нормальном состоянии становится одной из приоритетных целей жизнедеятельности общества [5], что явилось одним из мощных факторов широкого использования возобновляемых источников энергии в развитых странах. Какие предполагаются меры для "...увеличения количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии" (статья 14)? Насколько поддерживаются сейчас такие программы?

Современное направление энергосбережения предусматривает применение новой техники и технологий, поиск других (нетрадиционных) источников энергии. Реализация поставленных целей предусматривает развитие возобновляемых видов энергетики и малой энергетики. В частности, создание демонстрационных энергоэффективных зон служит для демонстрации передовых энергосберегающих технологий, выработки экономических принципов их функционирования и внедрения положительного опыта.

Федеральный закон  "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…" включают множество конкретных направлений и различных мер по решению актуальных проблем. Но прежде необходимо разработать механизмы эффективной реализации положений Закона на региональном и отраслевом уровне отраслей и регионов.

Список литературы

1. Кудрин Б. И. Новая электрификация // Независимая газета. НГ-наука, № 7 (115) от 26 апреля 2006 г.

2. Ларин В. И. Состояние и перспективы применения возобновляемых источников энергии в России. Москва: LEAD CIS, 2006. С. 21.

 3. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. Проект. М.: ИНЭИ РАН, 2001. – 520 с.

4. Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Bakitszis A. G., Dokopoulos P. S., Gavanidou E. S., Ketselides M. A. A probabilistic costing method for the evaluation of the performance of grid-connected wind arrays // IEEE Trans. оn Energy Conversion. 1989. Vol. 4. 1. P. 34–40.