// Журнал «Промышленная Энергетика», 2012 - № 2, стр. 63-69
Сближение технического регулирования в России с европейской и международной практикой технического регулирования.
Набоков Э. П., канд. техн. наук
Межотраслевой орган сертификации "Сертиум", Москва
Выполнен анализ реализации принципов технического регулирования, установленных Федеральным законом "О техническом регулировании", в технических регламентах, разработанных в обеспечение закона. Представлен алгоритм технического регулирования, соответствующий международной модели технического регулирования. Определяющим фактором в сближении технического регулирования России с международной практикой является степень гармонизации нормативно-технического и правового законодательства с международными нормами.
Разрабатываемые в настоящее время проекты технических регламентов TP ЕЭП "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР2 — 2010) и TP 200_/00_/ЕврАзЭС "Безопасность оборудования, предназначенного для работы во взрывоопасных средах", полностью идентичны по содержанию, содержат прежние конкретные технические требования к Ех-оборудованию, переписанные из устаревших версий национальных стандартов, содержащиеся в TP [1], дополненные новыми техническими ошибками. К некоторым таким ошибкам относятся:
несоответствие терминов и определений международным стандартам [2, 3];
некорректное представление источников воспламенения, идентифицированных в международных стандартах;
некорректное изложение требований к максимальной температуре поверхности, противоречащих международному стандарту [3];
некорректное изложение опасностей воспламенения (следует иметь в виду, что фактора воспламенения (взрыва) при хранении, перевозке, реализации, утилизации Ех-оборудования не существует);
несоответствие определений групп оборудования и уровней взрывозащиты оборудования (EPL) международному стандарту [3];
отсутствие определения уровня взрывозащиты Мс, в том числе в действующих гармонизированных стандартах, что исключает
возможность гармонизации действующих "Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах" с национальными стандартами на оборудование для взрывоопасных сред;
несоответствие правил и схем сертификации Ex-оборудования, представленных в статье 5 "Подтверждение соответствия" ТР2-2010, заимствованных из устаревших общих правил Системы сертификации ГОСТ Р, действующим правилам международной Системы сертификации МЭК Ех, в которую входит Россия.
Нет необходимости углубляться в анализ допущенных технических несоответствий в утвержденных технических регламентах, которые обусловлены неправильным переписыванием конкретных требований из стандартов, содержащих ошибки (этот анализ сделан во второй части настоящей работы, основанной в целом на Концепции технического регулирования в области оборудования для взрывоопасных сред, основополагающим принципом которой является содействие промышленности в ускоренном освоении инноваций и передовых технологий [4]).
Нормативно-техническая база, необходимая изготовителю для разработки и создания оборудования для взрывоопасных сред, соответствующего современным международным нормам безопасности, уже заложена в гармонизированных национальных стандартах серии ГОСТ Р МЭК 60079. Процесс гармонизации с международными нормами продолжается в соответствии с планами пересмотра действующих и разработки новых международных стандартов комитета ТК31 МЭК.
Насколько эффективно российский производитель сможет воспользоваться современной нормативно-технической базой в области Ex-оборудования при создании конкурентоспособной продукции, зависит от степени устранения административно-технических барьеров, сохранившихся от прежней командно-административной системы управления экономикой и находящих свое отражение в том числе и в технических регламентах, что будет показано на примере проекта ТР2—2010.
В 2011 г. в Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) разработана общая основа регулирования для оборудования, применяемого во взрывоопасной среде [5], полностью соответствующая концепции технического регулирования [4]. Модель технического регулирования ЕЭК ООН базируется на информации о существующей правовой базе по основным рынкам, включая Евросоюз, Северную Америку, Россию и Австралию, а также на партнерстве с международной Системой сертификации МЭКЕх в соответствии с требованиями стандартов на оборудование для взрывоопасных сред. Целью данной модели является сближение национальных технических регламентов, действующих в области оборудования для взрывоопасных сред, на основе использования общей нормативно-правовой базы в области применимых стандартов и методов оценки соответствия. Нормы безопасности согласно этой модели основаны на принципах обеспечения взрывозащиты, систематизированных в серии международных стандартов IEC 60079, а также на стандартах ISO, отражающих передовую практику оценки соответствия и принятых за основу в международной Системе сертификации оборудования для взрывоопасных сред МЭКЕх.
Сравнение некоторых общих принципов, обеспечивающих в соответствии с моделью регулирования ЕЭК ООН [5] выполнение существенных требований взрывобезопасности Ex-оборудования и относящихся к ключевым аспектам технического регулирования, установленным в [4], с нормами проекта ТР2-2010, представлено в таблице.
Сравнительный анализ позволяет не только вскрыть имеющиеся несоответствия технических регламентов международным нормам, систематически переносимые из одного технического регламента в другой, но и выявить причины этих несоответствий.
Как было отмечено, принципиальной ошибкой в очередном проекте TP ЕЭП является неправильно сформулированная цель. Содержание п. 2 ТР2—2010 [1] относится к задачам, решаемым на уровне стандартов, в техническом регламенте целью служит декларация согласованных между странами-членами сближения принципов обеспечения взрывозащиты на основе применимой единой нормативно-технической базы для Ех-оборудования, в которой эти принципы представлены в виде конкретных требований безопасности к установленным видам оборудования. В модели ЕЭК ООН [5] достижение этой цели продемонстрировано также представлением одновременно с содержанием модели регулирования применимых международных нормативных документов, что показано в п. 1, 2 и 4 таблицы, с большей частью которых гармонизированы национальные стандарты.
В модели технического регулирования согласно [5] в отличие от модели проекта ТР2—2010 исключается влияние на формирование поддерживающей нормативно-технической базы любых межгосударственных структур (см. п. 4 таблицы) и тем самым устраняются барьеры, ограничивающие инновационную деятельность изготовителя оборудования.
Важной особенностью модели технического регулирования [4] является обеспечение безопасности на всех стадиях жизненного цикла Ex-оборудования. На стадии изготовления это выражается в установлении обязательных требований к системе качества изготовителя оборудования в соответствии с общепринятыми международными нормами (см. п. 3 таблицы) в отличие от модели регулирования ТР2—2010, в которой эти требования не установлены. На стадии эксплуатации при необходимости осуществления ремонта уровень безопасности оборудования поддерживается принятием соответствующих требований к системе качества ремонтного предприятия также в соответствии с международными нормами (см. п. 5 таблицы). В модели регулирования ТР2—2010 эти требования носят добровольный характер.
Не менее важным наряду с перечисленными требованиями является установление в [5] соответствующих международным нормам квалификационных требований к техническому персоналу, работающему с Ех-оборудованием (см. п. 6 таблицы). В модели регулированияТР2-2010 эти требования не установлены. В ней также отсутствуют требования к СМК предприятий-изготовителей, ремонтным предприятиям, а также требования к квалификации технического персонала, которые являются составными частями системы обеспечения безопасности Ex-оборудования. Это свидетельствует о более низком установленном в нем уровне безопасности, что создает неоправданные препятствия на пути сближения принятых в нем минимальных норм безопасности с международными нормами.
№ п/п |
Общая основа регулирования для оборудования, применяемого во взрывоопасной среде в соответствии с моделью ЕЭК ООН [5] |
TP ЕЭП (ТР2-2010) (окончательная редакция) |
1 |
Часть II, п. 7. Общие цели регулирования в области оборудования для взрывоопасных сред: сближение национальных технических регламентов для исключения препятствий в торговле на основе создания согласованного на международном уровне законодательства и обеспечения взаимного признания процедур и результатов испытаний. Применимые стандарты: серии IEC 60079, ISO 80079, ISO/IEC 17000, IECExOI, IECEx02, IECEx03, IECExOS |
П. 2. TP принят в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей |
2 |
Часть 1, п. 19. Перечень потенциальных источников воспламенения и применяемых видов взрывозащиты для их устранения опубликован в международных стандартах. Часть 1, п. 20. Для устранения источников воспламенения необходимо применять утвержденные виды взрывозащиты, как они определены в применимых стандартах IEC или других международных стандартах. Применимые стандарты: серии IEC 60079 и ISO 80079 |
Ст. 4, п. 17. При проектировании должны учитываться источники воспламенения |
3 |
Часть 1 п. 20. Оборудование должно изготавливаться под постоянным надзором третьей стороны. Изготовитель должен применять систему управления качеством, предприятия, соответствующую требованиям ISO/IE С. Применимый стандарт: ISO/IEC 80079-34 |
В TP ЕЭП требования к СМК изготовителя не установлены |
4 |
Часть 3, п. 31. Стандарты, предусматривающие презумпцию соответствия модели регулирования UNECE, перечислены в приложении. Перечень обновляется в зависимости от выхода опубликованных стандартов IEC и ISO. Предыдущее издание исключается в течение трех лет. Применимые стандарты: серии IEC 60079 и ISO 80079 |
Ст. 5, п. 1. Порядок формирования перечня стандартов, поддерживающих TP, определяется Комиссией ЕЭП |
5 |
Часть 2, п. 29. При необходимости ремонта оборудования должна использоваться международная система сертификации предприятии технического обслуживания МЭКЕх. Национальное подтверждение соответствия должно быть основано на оценке и аудите предприятий согласно правилам МЭКЕх. Применимые стандарты: IEC 60079-19, ШСЕхОЗ, lECEx OD 014 |
Ст. 5, п. 3. Сертификация предприятий технического обслуживания носит добровольный характер. Порядок сертификации устанавливается Комиссией по техническому регулированию при Интеграционном комитете ЕЭП |
6 |
Часть 2, п. 28. Персонал должен иметь надлежащую квалификацию и подготовку на основе применения международной системы сертификации персонала МЭКЕх. Национальная сертификация персонала должна основываться на оценке специалистов в соответствии с требованиями МЭКЕх. Применимые стандарты: IECEx05, lECEx OD 501, I ЕС Ex OD 502, lECEx OD 503, IECEx OD 504 |
Ст. 5, п. 3. Сертификация персонала носит добровольный характер. Порядок сертификации устанавливается Комиссией по техническому регулированию при Интеграционном комитете ЕЭП |
7 |
Часть 1, п. 22. Соответствие общим целям регулирования UNECE обеспечивается применением международной системы сертификации МЭКЕх для прямого принятия рынком товаров, сертифицированных согласно требованиям МЭКЕх. Национальное подтверждение соответствия должно основываться на испытаниях и оценках по МЭКЕх. Применимые стандарты: ISO/I ЕС Guide 65, ISO/IEC 17025, IECExOh IECEx02. Часть 4, п. 34. Сертификаты должны соответствовать требованиям схемы 5 ISO. Применимые стандарты: ISO/IEC Guide 67 |
Ст. 5. п. 4. Подтверждение соответствия требованиям регламента ЕЭП проводится по следующим схемам: 1с, 2с, Зс, 4с, 5с |
Отмеченные несоответствия с международной моделью регулирования [5] еще больше обостряются приданием в проекте технического регламента ТР2-2010 добровольного характера сертификации ремонтных предприятий и технического персонала.
Сохранение в нем избыточных функций рассмотрения и утверждения порядка сертификации за органом межгосударственной структуры, который по определению не способен заменить действующие международные документы в этой области (см. п. 5 и 6 таблицы), создает дополнительные противоречия и препятствия на пути сближения с [5].
№ п/п |
Общая основа регулирования для оборудования, применяемого во взрывоопасной среде в соответствии с моделью ЕЭК ООН [5] |
TP ЕЭП (ТР2-2010) (окончательная редакция) |
8 |
Часть 4, п. 34. Основные принципы сертификации должны соответствовать требованиям Руководства 67 ISO/IEC. Часть 4, п. 35. Применение системы оценки соответствия МЭКЕх обеспечивает признание органов по оценке соответствия. Применимые стандарты: ISO/IEC Guide 67, IECExOl, IECEx02 |
Ст. 5, п. 7. Правила проведения сертификации устанавливаются в отдельном документе, утверждаемом Комиссией по техническому регулированию при Интеграционном комитете ЕЭП |
9 |
Часть 4, п. 33. Аккредитация органов сертификации должна соответствовать применимым стандартам ISO/IEC. Орган по аккредитации должен быть членом ILAC/IAF. Один из группы экспертов должен быть компетентен в области взрывозащиты. Применимые стандарты: ISO/IEC Guide 65, ISO/IEC 17021, ISO/IEC 17024, ISO/IEC 17025, IECEx05 |
Ст. 5, п. 3. Организация может быть аккредитована в качестве органа сертификации по продукции, если в ее составе есть аккредитованная испытательная лаборатория, а при использовании схемы Зс также и орган по сертификации СМК |
10 |
Часть 2, п. 25. Выбор оборудования для применения во взрывоопасных средах должен быть увязан с соответствующим уровнем взрывозащиты (EPL). Применимый стандарт: IEC 60079-14 |
В TP ЕЭП положение косвенно отражено в п. 1 Приложения |
11 |
Часть 2, п. 27. Производственный объект и оборудование должны инспектироваться и эксплуатироваться с использованием процедур, реализуемых в рамках системы качества предприятия. Применимый стандарт: IEC 60079-17 |
В TP ЕЭП требования не установлены |
12 |
Часть 2, п. 30. Все обоснования и решения, связанные с оценками риска воспламенения и мерами по их предотвращению, должны быть зафиксированы в "Документе по взрывозащите ". Применимые стандарты: серии /ЕС 60079, ISO 80079 |
В TP ЕЭП требования не установлены |
13 |
Часть 6, п. 40. Контроль за надлежащим соблюдением требовании модели регулирования обеспечивается сетью экспертов по надзору за рынком в аспекте взрывозащиты UNECE — ExMARS. Часть 6. п. 41. В случаях выявления несоответствия используется международная система предупреждения ExAlertSystem для информирования всех членов ЕЭК ООН о выявленных рисках или дефектных изделиях. Применимые стандарты: Руководства по надзору за рынком находятся в стадии разработки |
Ст. 7. п. 4. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований регламента осуществляется в соответствии с национальным законодательством стран-членов |
Являясь членом Схемы МЭКЕх и поддерживая принятые в рамках этой международной организации рабочие документы, Россия, руководствуясь принятыми обязательствами, должна гармонизировать законодательную базу в области сертификации Ex-оборудования с правилами МЭКЕх [6-8], что соответствует также положениям Федерального закона о техническом регулировании от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. Признание легитимности в рамках ЕЭП или ЕврАзЭС нормативных документов по сертификации, отличных от действующих международных правил МЭКЕх, приводит к двойным стандартам, создающим препятствия при вступлении в ВТО.
Соответствие общим целям ЕЭК ООН, достижение которых создает равные условия передвижения товаров для всех стран-участниц, в [5] обеспечивается применением международной Системы сертификации МЭКЕх на основе согласованных общих правил сертификации, соответствующих стандартам МЭК и ИСО (см. п. 7 и 8 таблицы). В проекте технического регламента ТР2—2010 использованы схемы сертификации из устаревших общих правил Системы сертификации ГОСТ Р, которые не согласуются с действующими правилами международной Системы сертификации МЭКЕх [9] применительно к оборудованию для взрывоопасных сред.
В модели ЕЭК ООН [5] аккредитация органов по оценке соответствия основана на общепризнанной, в том числе и Россией, единой международной нормативной базе, устанавливающей требования к органам сертификации продукции, испытательным лабораториям, органам по аккредитации органов по оценке соответствия продукции, прежде всего — повышенные требования к компетентности экспертов по аккредитации в области Ех-оборудования [5]. В ТР2-2010 представлен порядок аккредитации по образцу модели командно-административной системы (см. п. 9 таблицы), т. е. он не предусматривает специальные требования к компетентности экспертов по аккредитации в области Ex-оборудования, что позволяет аккредитующему органу продолжать заполнять сектор услуг в области сертификации оборудования для взрывоопасных сред органами по сертификации, имеющими отдаленное представление о современных международных нормах обеспечения взрывобезопасности Ех-оборудования и Системе сертификации МЭКЕх.
В модели технического регулирования [5] выбор оборудования согласован с соответствующим уровнем взрывозащиты оборудования (EPL), что позволяет во многих случаях применять единые методы выбора Ех-оборудования с учетом конкретных условий применения его во взрывоопасных средах, установленные в международном стандарте (см. п. 10 таблицы).
Взрывобезопасность Ex-оборудования на стадии его эксплуатации в соответствии с [5] обеспечивается согласно установленным международным нормам на основе инспекции производственного объекта и оборудования в рамках системы качества предприятия (см. п. 11 таблицы). Это положение устанавливает более строгие требования к инспекции производственного объекта, на котором применяется Ex-оборудование, повышающие гарантии безопасности для обслуживающего персонала.
Согласно [5] все оценки риска воспламенения и принятые меры по предотвращению воспламенения взрывоопасных сред в соответствии со стандартами на виды взрывозащиты должны быть оформлены в "Документе по взрывозащите", являющемся составной частью комплекта технической документации на Ex-оборудование (см. п. 12 таблицы).
Один из ключевых моментов в сближении технического регулирования - обеспечение контроля за надлежащим соблюдением требований безопасности продукции. В [5] основой для осуществления этого вида деятельности являются международные стандарты безопасности на Ex-оборудование, которые применяются как для допуска продукции на рынок, так и для контроля за оборудованием, находящимся в эксплуатации. С группой международных стандартов, определяющих требования контроля при осуществлении надзорной деятельности, гармонизированы национальные стандарты [4], при применении которых предъявляются повышенные требования к компетентности надзорных органов, в связи с чем возникает необходимость реконструкции этих структур с целью четкого разделения функций контроля на стадиях допуска оборудования на рынок и его эксплуатации.
Единые Руководства по надзору за рынком, обеспечивающие сближение с международными нормами процедур, применяемых в национальных системах стран-членов общего рынка, разрабатываются в [5].
Принципиальным недостатком технического регламента ТР2-2010 является отсутствие тенденции сближения с международными нормами процедур надзора за рынком (см. п. 13 таблицы) наряду с попыткой сохранить в принятой модели элементы избыточного регулирования со стороны межгосударственных структур (см. п. 4 - 8).
Анализ утвержденных технических регламентов, а также последующих проектов позволяет вскрыть главную причину их несостоятельности, которая заключается в некорректности принятого подхода при разработке этих нормативных документов, состоящего в изложении конкретных требований, а не принципов обеспечения безопасности, как это сделано в [5].
В [4] показано, что принципы обеспечения безопасности оборудования, установленные в техническом регламенте, должны быть подкреплены нормативной базой, соответствующей современным международным требованиям. В общей основе технического регулирования ЕЭК ООН [5] это положение четко продемонстрировано. Модель [5] полностью исключает элементы регулирования вопросов безопасности со стороны национальных государственных структур. Техническое регулирование требований безопасности осуществляется на основе единых норм, установленных в международных стандартах для всех стран-членов общего рынка. Выполнение этих обязательных минимальных норм безопасности обеспечивает равные условия для участия производителей оборудования всех стран в конкурентной борьбе, где преимущество сохраняется за продукцией с лучшими показателями цены и качества.
В заключение необходимо отметить следующее:
1. Отсутствие в основе технических регламентов единой законодательной нормативной базы, безусловно, ставит в тупик все попытки сближения принципов технического регулирования с международными нормами, исключает возможность согласования национальных правовых норм с международными нормами, которое возможно только на общей нормативно-технической основе.
2. Сохранение в технических регламентах элементов командно-административной модели управления в рамках устаревших процедур и правил, основанных на нормативно-технической базе и принципах регулирования, противоречащих международному законодательству, создает условия для изготовителей Ex-оборудования, которые не содействуют производству конкурентоспособной продукции.
3. Сохранение избыточных функций разрешительной системы, оставшихся от командно-административной модели управления, оставляет возможность со стороны государственных структур оказывать негативное влияние через институт разрешительной системы на сроки внедрения в промышленность инновационных разработок в области Ex-оборудования, безопасность которых подтверждается органом по оценке соответствия (экспертной организацией) на основе испытаний и не нуждается в повторной экспертизе в системе промышленной безопасности.
4. Отсутствие в национальной системе аккредитации нормативной базы, соответствующей международным нормам, прежде всего требований к компетентности экспертов в области Ex-оборудования национального органа аккредитации, соответствующих международным нормам, способствует появлению органов по сертификации Ex-оборудования с кадровыми составами, не соответствующими международным стандартам.
5. Реформа технического регулирования должна одновременно сопровождаться коренной реструктуризацией регулирующих органов в направлении создания структур, основанных на эффективных институтах управления, содействующих развитию предпринимательства и инновационным процессам на предприятиях-изготовителях.
6. Сфера деятельности структур, ответственных за проведение реформы технического регулирования, должна быть ограничена нормативно-правовыми аспектами и не касаться технических аспектов, прерогатива в которых в рыночной модели экономики должна быть предоставлена представителям ведущих отраслей промышленности.
7. Целесообразно принять документ ЕЭК ООН "Общая основа регулирования для оборудования, применяемого во взрывоопасной среде" в качестве основы для соответствующего технического регламента на Ех-оборудование.
Принятие модели Европейской экономической комиссии ООН позволит существенно сблизить принципы технического регулирования России с международной практикой и создать благоприятные условия для инновационных процессов на предприятиях, изготавливающих оборудование для взрывоопасных сред.