// Журнал «Промышленная Энергетика», 2011 - № 12, стр. 35-36

О проблемах маркетинга электрических реле.

ЗекцерД. М., канд. техн. наук (Украина)

 

В настоящее время более 20 электротехнических заводов СНГ выпускают для всех отраслей народного хозяйства сотни тысяч разнообразных реле: слаботочных и сильноточных для защиты электрических сетей и электродвигателей, указательных, телефонных, тепловых, высоковольтных и др. Реле классифицируют также по функциональному назначению (реле тока, напряжения, времени, контроля мощности, контроля фаз, контроля частоты, промежуточные и др.), по принципу устройства (электромагнитные поляризованные, герконовые, полупроводниковые) и по конструкции (миниатюрные, малогабаритные, штепсельные, герметизированные и др.).

В каждой серии реле имеются различные типы и модификации. Есть серии реле, например, КДР, РКН, РПН, РПУ, которые содержат сотни модификаций. Реле КДР только по контактному набору, состоящему из 1 — 15 элементарных групп, могут иметь до 3875 разновидностей. Если учесть еще и разделение по напряжению, управлению и временным параметрам, то в серии этого реле может быть более 10 000 модификаций. Например, число модификаций реле КДР, имеющего четыре разновидности элементарных групп контактов (замыкающие, размыкающие, переключающие и мостовые), определяется по разновидности контактного набора согласно формуле

,

где  - число сочетаний, допускающих перестановки с повторяющимися элементами; n — существующее количество разных элементарных групп, отличающихся коммутационным назначением; к — количество контактных групп, участвующих в данном наборе.

К указанным модификациям необходимо добавить еще реле для железнодорожного транспорта, которые классифицируются по степени надежности: I класса надежности — исключающие залипание якоря, сваривание контактов и наличие оболочки; II класса (например, реле КДР) — промежуточные между сильноточными и слаботочными реле; III класса - РКН, РПН, РПУ и т.д. Существуют еще специфические электромагнитные реле для троллейбусов и трамваев.

Основное отличие в конструктивном исполнении сильноточных и слаботочных реле состоит в подключении к электрическим цепям: первые имеют заднее и переднее подключение, а вторые выполняются для подключения под пайку, винт или печатный монтаж. И проектировщики схем должны помнить, что в сильноточных реле под мостовыми понимают контакты с последовательным двойным разрывом электрической цепи (это позволяет увеличить коммутационную способность), а в слаботочных реле — контакты, переключающие электрическую цепь без разрыва.

Следует еще учитывать, что разработанные новые реле, например УРЧ-ЗМ-С, заменяют реле четырех типов: РЧ1, РЧ2, РЧЗ и РСГ11, а реле ТГП-ЮОЭК заказывают и как термометр. Часто реле называют датчиками, и наоборот. Нередко реле с одинаковыми наименованиями имеют различные функциональные назначения, в частности, есть реле РТМ для высоковольтных выключателей, а есть миниатюрное РТМ реле для защиты электромашин. Иногда заводы-изготовители, прекращая производство реле какого-либо типа, не учитывают необходимость в них в качестве запасных частей в течение 10 лет (как это делалось ранее согласно ГОСТ). Поэтому в случае выхода из строя реле (особенно из-за катушки, при появлении короткозамкнутых витков, обрыве провода или сгорании обмотки) невозможно заказать его или новую катушку. А при наличии на заводе типа нужного реле он поставляет не менее 10 штук. Из такой ситуации выход есть — можно самим намотать катушку, предварительно рассчитав число ампер-витков. Для этого используются данные о любой обмотке нужного реле и следующие выражения:

; ; ;

 

Например, известны параметры реле РУ-21/0,1;  = 0,1 A;  = 1800; = 0,35 мм; R = 18 Ом. Определим обмоточные данные для реле РУ-21/0,5:

 =0,8; .

Проверка по числу ампер-витков: 0,1 • 1800 = = 180; 0,5•360 = 180.

Важно отметить отсутствие в Информэлектро информации о новых аналогах. Часто эксплуатационники, строители, монтажники заказывают давно снятые с производства реле, так как разработчики и проектировщики не знают об адекватной замене, не говоря уже об использовании устаревших проектов с целью экономии.

Таблицы замен сотен реле приведены в [1,2]. В данной статье показаны дополнительные замены после их публикации. Однако при всех заменах требуется сопоставительный аналитический анализ параметров и массогабаритных характеристик заменяемого и заменяющего изделия при условии обоснования правомочности замены.

 

Заменяемое реле

Заменяющее реле

РСФ11

РСНФ12

Р16

Р23, Р25

ВК16

ПКУЗ

РВЗ

BЛ50,51,52

РП341

РП321

ЭН528, ЭН529

РСН50-4, РСН50-7 РН54, РН154

НЛ-7, НЛ-7А

 

НЛ-8, НЛ-18-2

РСН-25М

ЕЛ11

РСН-26М

ЕЛ 12

РСН-27М

ЕЛ13

РСТ-11

АЛ 1

РСТ-13

РСТ40-1

РСВ18-11

ВЛ16

РСВ19-11

ВЛ162

 

Перечисленные сложные проблемы маркетинга реле за рубежом решаются с привлечением специалистов, имеющих большой опыт работы в электротехнической отрасли [3]. У нас, к сожалению, этим в основном занимаются бывшие сотрудники отделов комплектации и снабжения. Практически невозможно найти универсального специалиста одновременно по слаботочным и сильноточным реле и тем более по реле для железнодорожного транспорта. Для повышения эффективности и ускорения обеспечения промышленности и агропромышленных объектов реле необходимо привлекать к работам по маркетингу высококвалифицированных    специалистов, имеющих большой заводской опыт.

Колоссальная номенклатура реле, сложности формулировки заказов с учетом значения напряжения или тока управления, вида контактного набора и внешнего присоединения, климатического исполнения, категорий расположения, степени защиты, путаница из-за одинаковых названий различных реле, незнание замен и аналогов вынудили ведущие зарубежные фирмы повысить требования к менеджерам, а издательства — чаще публиковать работы по высококвалифицированному маркетингу.

 

Список литературы

1. ЗекцерД. М., Чернявская Э. 3. Кодовые электромагнитные реле. — М.: Энергия, 1978.

2. Зекцер Д. М. Особенности маркетинга низковольтных электрических аппаратов. — Харьков: РЦНИТ, 2008.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга (пер. с англ.). — М.: Прогресс, 1992.