ГРОЗИТ ЛИ ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС?

Юрий Злобин

 

         В декабре минувшего года сначала областной думе, а затем и окружному совету депутатов Калининграда был представлен экспертный доклад о состоянии энергообеспечения области, позволяющий снять «розовые очки» и трезво взглянуть на перспективы развития энергетики региона. К сожалению, ответа на свой доклад автор не получил и вынужден был обратиться в средства массовой информации, чтобы сделать публичными свои заметки. Мы получили их несколько месяцев назад. Эта тема уже, кстати, поднимаюсь в ряде СМИ региона. Но прежде чем опубликовать с некоторыми сокращениями доклад эксперта Юрия Злобина, в свое время работавшего начальником департамента топливно-энергетического комплекса и недропользования областного правительства, а ныне - гендиректора ООО «КалининградЭнергоИнвест», мы предложили прокомментировать его заинтересованным сторонам - министерству развития инфраструктуры регионального правительства, администрации строящейся БАЭС и ОАО «Янтарьэнерго». Но ни одно из этих ведомств не проявило интереса к теме.

         Что имеем?

         Состояние тепло- и электроэнергетического комплекса Калининградской области, за исключением Калининградской ТЭЦ-2, оценивается как очень сложное, во многом не соответствующее требованиям современных норм по организации энергосистем, специфике и условиям геополитического эксклавного положения региона. Это состояние характеризуется наличием единственного генерирующего источника - Калининградской ТЭЦ-2; полным отсутствием на территории региона резервных источников генерации при установленном для области нормативе резервирования 450 МВт; предельно высоким уровнем морального и физического износа электросетевого комплекса; ограниченной пропускной способностью магистральных сетей; исчерпанием трансформаторной мощности и ресурса эксплуатации большинства высоковольтных центров питания; неразвитой сетевой инфраструктурой разных классов напряжения; функционированием на трети территории области электросетевых объектов с напряжением 60 кВ, оставшихся с довоенных времен; отсутствием мощных и надежных внутрисистемных связей; наличием только одного системообразующего центра ПС-330 кВ «Советская»; высоким уровнем реактивной мощности в системе, увеличивающим потери электроэнергии в сетях; наихудшим в России, недопустимо высоким (22 процента от отпуска) уровнем потерь электроэнергии в сетях при мировом уровне 4-9 процентов (потери составляют свыше 750 млн. кВт∙ч в год); стопроцентной зависимостью генерирующего комплекса от монотоплива - газа, поставляемого через территории двух государств, с возможностью регулирования объемов газа каждой страной-транзитером (из-за неурегулированных газовых споров с Беларусью энергетика Калининградской области дважды - в 2006 и 2010 годах находилась на грани полной остановки); систематическим ограничением до технологического минимума единственного энергоисточника Калининградской ТЭЦ-2 в зимнее время из-за ограничения поставок газа; зависимостью энергосистемы от перетоков электроэнергии извне, достигающих в зимнем режиме до 300 МВт (40 процентов от потребления) в периоды ограничения поставок газа. Помимо этого, отсутствует возможность подключения новых потребителей к источникам электроэнергии практически на всей территории региона из-за перегруженности силовых трансформаторов, необходимости модернизации подстанций, отсутствия либо перегруженности сетей.

         Кроме того, гарантирующим поставщиком - сетевой организацией ОАО «Янтарьэнерго» из-за отсутствия технической возможности техприсоединения к объектам электросетевого хозяйства отказано заявителям в подключении к источникам электроэнергии в 2006 г. - 34,7 МВт, 2007 г. - 63,8 МВт, 2008 г. - 43,7 МВт, 2009 г. - 63,3 МВт, 2010 г. - 53,1 МВт. Суммарно отказано в подключении 260 МВт, что составляет 33 процента от максимума энергопотребления в 2010 г. Именно это обстоятельство уже сегодня практически остановило приток инвестиций в Калининградскую область. Объем прямых инвестиций в экономику региона упал до катастрофических значений - менее двух процентов ВВП.

         Сегодня не ведется нового, определяющего перспективу, строительства системообразующих сетей, высоковольтных трансформаторных подстанций, распределительных сетей. Вместе с тем разрушены ранее существовавшие плотины и практически не используется гидропотенциал рек, за исключением Правдинской ГЭС с одним гидроагрегатом 1,1 МВт. В довоенное время, несмотря на равнинный рельеф и отсутствие крупных рек, на территории нынешней области функционировало более десяти ГЭС суммарной мощностью 27 МВт. К сожалению, об этом сегодня мало кто знает. А вот еще один резерв - ветропотенциал региона, оцениваемый в 200 МВт. Но и он толком не используется. Хотя в регионе функционирует номинально самый крупный в России ветропарк, на котором установлены списанные в свое время Данией и переданные безвозмездно в «Янтарьэнерго» ветряки первого поколения. Эффективность ветропарка не достигает и десяти процентов. При установленной мощности 5,1 МВт часовая выработка в среднем за последние годы не превышает 500 ∙. В мире уже эксплуатируются ветрогенераторы 3 - 4-го поколения с эффективностью 22 - 24 процента, единичная мощность которых достигает суммарной мощности ветропарка всей Калининградской области.

         Область богата торфом, оцененные запасы которого превышают 330 млн. тонн, но и этот энергетический потенциал абсолютно не реализуется. Для сравнения: для этих целей в Финляндии в год добывается свыше 13 млн. тонн, а на торфе вырабатывается около 8 млрд. ∙ электроэнергии и 40 процентов потребляемой страной тепловой энергии.

         Зато «блистаем» мы по другим показателям. Неэффективно, только на выработке тепловой энергии крупными котельными разных ведомств сжигается более 500 млн. «кубов» газа. А вот централизованное теплоснабжение и круглогодичное горячее водоснабжение присутствуют только в Калининграде. По причине конфликта интересов в течение пяти лет с момента пуска Калининградская ТЭЦ, испытывающая ограничения по газу, не осуществляла отпуск тепла потребителям, сбрасывая в градирни в год только от одного энергоблока свыше двух млн. гигакалорий тепла. Запуск теплотрассы от КТЭЦ-2 в Калининград пока не изменил ситуацию. Отпуск тепла ТЭЦ-2 не превышает 30 -40 Гкал/час при технической возможности более 680 Гкал/час. При этом котельные МУП «Калининградтеплосеть» и Калининградской генерирующей компании для целей отопления того же областного центра сжигают 350 млн. «кубов» газа.

         А вот еще информация к размышлению: из-за необходимости устранения дефектов газопровода на территории области, находящегося в эксплуатации более 25 лет, единственный энергоисточник региона - КТЭЦ-2 с момента пуска в 2005 году останавливалась 25 раз.

         Система теплоснабжения в регионе не развита и предельно изношена, об этом знают все специалисты. Отсутствует и целевая программа развития централизованного теплоснабжения. Поэтому не удивительно, что в городах и населенных пунктах области функционируют более тысячи ведомственных, районных квартальпых, внутридомовых котельных, не считая нескольких тысяч квартир и коттеджей с индивидуальным газовым отоплением. Уровень потерь в тепловых сетях отдельных муниципалитетов превышает 50 процентов. Более ста тысяч человек, проживающих в частных домовладениях, имеют печное отопление.

         Запредельная и постоянно растущая стоимость тепловых услуг от таких котельных, достигающая 2200 - 2500 руб. за гигакалорию, ставит регион на грань массовых протестных выступлений населения с каждым очередным отопительным сезоном. Имеют место массовые неплатежи населения за тепловые услуги, не соизмеримые с уровнем зарплаты в регионе. Долги муниципальных образований за поставленные энергоресурсы выросли до 800 млн. рублей.

         Не обошлось у нас и без потерь. В 2006 - 2010 годах окончательно утрачены как энергоисточники электростанции, построенные в 1937 - 1950 годах - Светловская ГРЭС-2 (115 МВт), Гусевская ТЭЦ (16 МВт), ТЭЦ ЦБЗ «Цепрусс» (12 МВт), ТЭЦ Советского ЦБЗ (36 МВт) суммарной установленной мощностью 180 МВт. В последнее время сформировалась конфигурация Калининградской энергосистемы с одним энергоисточником КТЭЦ-2 без какого-либо резерва, с поставкой в зимнее время до 300 МВт недостающей электроэнергии из Литовской энергосистемы в связи с ограничениями электростанции по газу. При этом отсутствуют долгосрочные межгосударственные соглашения о поставках недостающей электроэнергии и резервировании мощности Калининградской ТЭЦ-2 в энергосистемах других государств.

         Поэтому не удивительно, что энергоснабжение региона по балансу мощностей находится в неудовлетворительном состоянии и не соответствует нормативным требованиям. Энергосистема не обеспечена необходимым количеством генерирующих источников для обеспечения собственной потребности в электроэнергии, а также создания необходимой маневренности и саморегулирования, способности функционировать в изолированном режиме. В энергосистеме отсутствует необходимое резервирование мощности Калининградской ТЭЦ-2.

         Чем это грозит?

         Состояние электросетевого комплекса, неразвитая сетевая инфраструктура, недоступность электроэнергии для новых потребителей в связи с исчерпанием трансформаторной мощности самых крупных высоковольтных подстанций, через которые пропускается более 90 процентов всей электроэнергии, делают невозможным дальнейшее развитие региона, снижают надежность энергоснабжения группировки Балтийского флота.

Под угрозой реализация в области федеральных проектов - судоверфи, глубоководного морского порта, освоения курортной зоны, создания яхтенной и портовой инфраструктуры и суммарной потребностью в электроэнергии более 500 МВт. Для этих проектов возможность энергообеспечения отсутствует.

         Планы ... А что дальше?

         Еще в 2009 году в регионе были приняты к исполнению научные труды - Генеральная схема развития энергосистемы Калининградской области на период до 2012 г. с перспективой до 2022 г. и Программа развития электросетевого хозяйства Калининградской области на период 2008 -2012 г.г., разработанные с участием регионального правительства и ОАО «Янтарьэнерго». Разработчик - ведущий проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт по проектированию энергетических систем и электрических сетей ОАО «Энергосетьпроект», г. Москва.

         Реализация положений Генеральной схемы гарантирует надежное обеспечение региона собственной электроэнергией, ликвидацию рисков ограничения поставок газа, реализацию государственной политики по диверсификации видов топлива в энергетике, снижение в топливном балансе региона доли природного газа, развитие централизованного теплоснабжения. Кроме строительства второго энергоблока ПГУ-450 КТЭЦ-2 и Балтийской АЭС, Генеральной схемой в 2008 - 2012 гг. предусмотрено рассредоточенное строительство дополнительных энергоисточников - Приморской ТЭЦ, Светловской ТЭЦ, Черняховской ТЭЦ, Гусевской ТЭЦ, Неманской ТЭЦ на кузнецком угле (две) и местном торфе (три). Строительство ТЭЦ суммарной мощностью 800 МВт предусмотрено в перспективных и энергодефицитных районах, где резервы электроэнергии отсутствуют и крайне тяжела ситуация с теплоснабжением. Строительство ТЭЦ предусмотрено за счет частных инвестиций. Разработаны все возможные энергетические балансы с учетом всех вышеперечисленных генерирующих источников. Генеральная схема с учетом новых ТЭЦ предусматривает энергетическую самодостаточность Калининградской области с возможностью работы энергосистемы в изолированном режиме. В связи с единичной мощностью атомных энергоблоков 1,2 млн. кВт и невозможностью их подключения к Калининградской энергосистеме Балтийская АЭС в Генеральной схеме, как заявлено концерном «Росатом», просчитана как экспортноориентированный проект с выдачей в Европу не менее 2000 МВт через сети, которые необходимо построить на территории сопредельных государств (Литва, Польша).

         Пока только на бумаге

         Очевидно, что движение отрасли по нарастающей невозможно без развития электросетевого комплекса. Однако и здесь образовался целый клубок проблем. Программой развития электросетевого хозяйства Калининградской области для надежного электроснабжения как действующих, так и вновь вводимых потребителей до 2012 года предусмотрено строительство подстанций 110 кВ, в том числе в Калининграде - девяти. Но при этом построена лишь одна. К строительству остальных не приступали. В области таких подстанций запланировано одиннадцать, но только две находятся в стадии незавершенного строительства, к строительству остальных даже не приступали. А вот как обстоят дела с возведением ЛЭП-110 кВ: предусмотрено - три, в стадии многолетнего строительства одна.

         Не лучше обстоят дела с реконструкцией ЛЭП-110 кВ с заменой опор и проводов на большее сечение. Предусмотрено -11, выполнение - ноль. Не получается пока и с переводом ЛЭП с напряжением 60 кВ на 110 кВ с заменой оборудования подстанций на 110 кВ. Таковых предусмотрено - пять, но дальше планов дело не пошло.

         С заменой трансформаторов на ПС-110 кВ тоже беда. Между тем, что планировалось, и реальным положением дел - пропасть. В Калининграде предусмотрена замена семи ПС, а выполнение в семь раз меньше. Трансформаторов по плану заменить надо бы 14, а сделано два. В области из 18 ПС заменены пять, из тридцати трансформаторов заменены пять.

         Для приведения электросетевого хозяйства в надлежащее состояние в соответствии с Генеральной схемой суммарные капитальные вложения в развитие электрической сети в ценах 2006 года составляли 32,5 млрд. рублей, что с учетом инфляции прошлых лет экспертно оценивается уже в 40 млрд. В действительности, ввиду весьма ограниченных инвестиционных возможностей ОАО «Янтарьэнерго», в 2007 - 2011 годах в реальное развитие электросетевого комплекса, без учета затрат на выдачу мощности второго энергоблока КТЭЦ-2, оплаченных ОАО «Газпром», вложено не более 1,2 млрд. рублей, что подразумевает модернизацию в течение 35 -45 лет. И это в ситуации, когда в настоящем состоянии электросетевой комплекс способен обеспечить не развитие, а только текущее потребление. Кроме этого, через 7 - 8 лет сто процентов силовых трансформаторов ОАО «Янтарьэнерго» будет находиться за пределом расчетного срока эксплуатации.

         Возможности электросетевого комплекса исчерпаны

         В сложившихся обстоятельствах ввод в эксплуатацию второго энергоблока ПГУ-450 Калининградской ТЭЦ-2 улучшил ситуацию по источникам генерации и по импортозамещению поставок электроэнергии. Но неизменной оставил проблему доступности для будущих потребителей источников электроэнергии. При этом электросетевой комплекс Калининградской области не способен принять мощности будущей Балтийской АЭС. Для решения этой задачи в регионе потребуется создать принципиально новый мощный электросетевой комплекс с надежными внутрисистемными связями, переводом магистральных сетей с напряжения 330 кВ на 500 - 750 кВ с заменой трансформаторного парка. Экспертная оценка показала, что такое строительство обойдется не менее чем в 45 - 50 млрд. рублей. Однако пока по этому вопросу не ведется даже предварительных проработок.

         Второй энергоблок - еще не решение вопроса

         С учетом предстоящего проектного отпуска тепла в Калининград и снижением возможности выработки электроэнергии суммарная мощность двух энергоблоков КТЭЦ-2 составит не 900 МВт, а только 800 МВт. Еще предстоит убедиться в возможности газотранспортной системы России гарантированно увеличить поставки газа на 900 млн. кубометров только на КТЭЦ-2 для обеспечения максимальной загрузки станции. Продолжающиеся в настоящее время зимние ограничения КТЭЦ-2 по газу до технологического минимума пока таких возможностей не подтверждают. Надежность поставок газа может обеспечить возможный ввод в 2013 -2014 годах подземного газохранилища.

Глубоко ошибочно распространенное убеждение отдельных структур, что ввод второго энергоблока КТЭЦ-2 решает все проблемы энергоснабжения региона. Энергетика не знает примеров, при которых генерирующие мощности с максимальной нагрузкой в течение нескольких лет работали бы в режиме вечного двигателя. При самой высокой надежности агрегатов (с коэффициентом использования мощности 0,85) наработка энергоблоков в межремонтном периоде не превышает 7500 часов в год, остальные 1260 часов - профилактические остановы и технические ремонты со значительным снижением мощности КТЭЦ-2. Все это при отсутствии резервирования собственными и другими источниками генерации.

         Нет мощностей, нет инвесторов

         Хозяйственный комплекс Калининградской области, преодолевая последствия глубокого падения производства в 2008 - 2009 годах, последовательно наращивает энергопотребление с темпом прироста 5-6 процентов. В 2010 году текущее энергопотребление в регионе возросло на 5,9 процента, в 2011 г. на 1,6 процента. И это фактически является энергетическим тупиком. Из-за отсутствия перспектив подключения к энергоисточникам из региона ушли практически все потенциальные инвесторы, имевшие намерения открыть в области различные производства.

При фактических темпах роста энергопотребления уже в 2012 году потребуется установленная мощность генерирующих источников 940 МВт, а в 2015 г. уже 1280 МВт. Таким образом дефицит мощности в системе к 2015 году составит 480 - 500 МВт. На все время остается проблема внешних перетоков из сопредельных энергосистем, резервирования там же планового или аварийного отключения энергоблоков КТЭЦ-2, постоянной угрозы отключения или ограничения потребителей региона.

         При отсутствии какого-либо резервирования генераторов и большой единичной мощности энергоблоков КТЭЦ-2 аварийная остановка даже одного энергоблока может повлечь непредсказуемые последствия работы противоаварийной автоматики с остановом станции и полным обесточиванием региона, со всеми вытекающими из этого последствиями. Такие сценарии реальны и этому достаточно практических примеров.

         С позиции обеспечения энергетической безопасности региона сохраняются проблемы, вызванные стопроцентной зависимостью энергетики от поставок газа. А также серьезные, требующие безотлагательных решений проблемы теплофикации городов и населенных пунктов, круглогодичного горячего водоснабжения на всей территории области за исключением Калининграда, неплатежеспособности населения в связи самой высокой стоимостью этих услуг в Северо-Западном федеральном округе. Особенно осложнена перспектива теплоснабжения городов Светлый, Гусев, Советск, Неман в связи с предбанкротным состоянием Калининградской генерирующей компании, процедурой банкротства и распродажей активов Советского ЦБЗ, Неманского ЦБЗ, чьи неэффективные, морально и физически изношенные теплоисточники обеспечивают отопление городов.

         Единственно верным решением в данной ситуации является скорейшее строительство в названных городах новых современных энергоисточников за счет инвестиционного финансирования с перспективой на 80 -100 лет, предусмотренных Генеральной схемой развития энергосистемы Калининградской области до 2022 года.

         Внешние угрозы

         Сегодня регион стоит перед реальной опасностью - внешними угрозами, связанными с последовательной реализацией Евросоюзом третьего энергетического пакета, конечной целью которого является отделение энергосистем Прибалтийских государств от энергосистемы России. Данные действия Евросоюза изолируют Калининградскую энергосистему к 2013 - 2014 годам. Карта уже задействованных и строящихся электрических связей Евросоюза наглядно это демонстрирует. Энергосистема Калининградской области в указанных мероприятиях не участвует.

         Кроме этого, по причине неурегулированных вопросов транзита 1.01.2010 года белорусской стороной на длительное время отключалась ВЛ-707, по которой в энергосистему Белоруссии осуществлялась передача электроэнергии от Смоленской АЭС.

         В октябре 2010 г. в Вильнюсе состоялась Ассамблея парламентов Литвы, Польши и Украины с единственным вопросом в повестке дня - поиск вариантов достижения энергетической независимости от России Евросоюза в целом и региона Прибалтики в частности. Приняты решения о восстановлении ранее разрушенных связей и заводе в энергосистемы Белоруссии и Литвы электроэнергии от АЭС Украины. Нет оснований сомневаться, что за этим последуют реальные действия и что это произойдет в ближайшие годы. Тем самым российская энергетика вытесняется с европейского энергорынка.

         Литовской стороной в 2010 году построен распределительный пункт РП 330 кВ «Битенай», с помощью которого «шунтируются» две из трех ЛЭП 330 кВ (ВЛ-326, 325), идущих в Калининградскую энергосистему из Литвы. По любой команде извне с помощью этого РП переток электроэнергии в Калининградскую область может быть ограничен на 450 - 500 МВт и до полного прекращения. При этом возможный обратный транзит электроэнергии по данным сетям от будущей Балтийской АЭС литовской стороной уже заблокирован.

         Угроза энергетической изоляции Калининградской области приобретает реальные очертания. В сложившейся обстановке для региона не существует хороших решений кроме экстренного строительства новых энергообъектов, модернизации и нового строительства электросетевого комплекса, создания новых производств с рациональным их размещением по территории области. Для этих целей требуются колоссальные финансовые ресурсы, которыми область не располагает.

         При необходимости сохранения энергообеспечения региона при любых ситуациях, важно обеспечить бесперебойное энергоснабжение базы Балтийского флота, объединенной группировки береговых и сухопутных сил флота, ВВС, ПВО, РВСН, пограничной службы и органов МВД. В реально существующих обстоятельствах это не гарантируется.

         Самим не справиться - ищите инвесторов

         Поиск инвесторов для строительства дополнительных ТЭЦ, предусмотренных Генеральной схемой развития энергосистемы и размещаемых в самых энергодефицитных районах, с возможностью подключения потребителей в неограниченных объемах напрямую от фидеров станции в радиусе 20 км в 2011 г. был успешно завершен. Реализовать проект по схеме проектного финансирования за счет собственных и кредитных источников Чешского экспортного банка без участия областного бюджета была готова авторитетная в международном промышленном секторе компания Доминанта Групп Холдинг (Чехия, Брно). Инвестиционный кредит 1,5 млрд. евро для строительства ТЭЦ, модернизации тепловых сетей и систем учета в Калининградской области в Чешском экспортном банке находился в стадии оформления. Об этом инвесторы и банкиры официально и заблаговременно уведомили губернатора и правительство Калининградской области.

         Проект строительства новых энергоисточников находится в высокой степени организационной и технической готовности, не требует дополнительной проработки. Срок реализации проекта инвесторами предлагался в 2012 - 2016 годах с пуском двух первых ТЭЦ в 2013 году. Для выдачи мощности ТЭЦ требуется минимальное сетевое строительство. Предлагаемые ТЭЦ размещались бы в центре нагрузок и совместно с КТЭЦ-2 формировали самодостаточную и управляемую, самобалансируемую энергосистему с решением задачи гарантированного качественного теплоснабжения потребителей в местах их размещения.

         Ввиду особой важности проекта, обеспечивающего перспективу развития региона и восполнение недостающих мощностей в разрыве 6-8 лет до предполагаемого пуска Балтийской АЭС, требовалось скорейшее подписание губернатором уже подписанного остальными участниками соглашения четырехстороннего меморандума о стратегическом партнерстве в этом проекте - между региональным правительством, Чешским экспортным банком, Калининградским филиалом ФГУ «РЭА» Минэнерго России и компанией Доминанта Групп Холдинг (Чехия, Брно).

Однако деструктивная позиция правительства Калининградской области и профессиональная некомпетентность региональных чиновников привели к отказу инвесторов от реализации проекта. В результате этого в ситуации глубочайшего инвестиционного кризиса область самой властью лишена перспектив и самого крупного в истории межгосударственных отношений России и Чехии инвестиционного кредита, превышающего несколько годовых доходов регионального бюджета.

         Балтийская АЭС: все ли просчитано?

         Если проанализировать действия регионального правительства в области энергетической политики, становится очевидным - поддерживается возможность строительства в регионе Балтийской АЭС. И вопрос этот как бы и не обсуждается. И напрасно. Ведь по данному экспортно-ориентированному проекту есть ряд существенных замечаний. Первое - строительство АЭС ведется без проекта. При отсутствии в регионе и сопредельных государствах крупных потребителей с ровным графиком потребления электроэнергии наряду с АЭС в проекте не предусмотрено строительство энергоисточников, имеющих маневренную мощность до 1000 МВт, необходимых для компенсации суточных колебаний энергопотребления. КТЭЦ-2 и будущие ТЭЦ смогут обеспечить не более 20 процентов необходимой для АЭС маневренной мощности.

         Для реализации проекта АЭС необходимо решить целый комплекс вопросов, и прежде всего создания совместного с Европой энергорынка, продажи нерегулируемой мощности АЭС в сопредельные государства с решением там же вопроса, какое государство согласится предоставить под Балтийскую АЭС свои электростанции для использования их в качестве маневренной мощности, что представляется абсолютно невероятным.

         Кроме того, следует заняться строительством сетевого хозяйства с отчуждением земель на территориях сопредельных государств (Польша, Литва) для выдачи в Европейскую энергосистему не менее 2000 МВт мощности АЭС; заключить многолетние (на 5 - 7 лет) контракты на закупку полного объема электроэнергии будущей АЭС для открытия банковского финансирования собственно строительства АЭС.

         Но и это еще не все. Необходимо заключение контрактов с энергосистемами сопредельных государств о резервировании мощности АЭС и договоров с энергосистемами сопредельных государств о взаимном предоставлении резерва мощности.

         Еще один настораживающий факт: почему-то никто не обращает внимания на то, что площадка станции размещается в зоне международного воздушного коридора Калининградской области, предназначенного для пролета на низких высотах гражданских и военных воздушных судов. Данный вариант категорически не допускается нормами размещения подобных объектов, так как АЭС не имеют защиты от падения тяжелых самолетов. Факел испарения располагающихся на площадке АЭС охлаждающих градирен поднимается на высоту до 1,5 км, что сделает пролет самолетов невозможным.

         А вот еще «подводный камень»: проект оценки воздействия БАЭС на окружающую среду в соответствии с принятыми международными документами не согласован с европейскими государствами. И это притом, что хорошо известно, как сильны позиции «зеленых» в Европарламенте.

         Кроме того, отсутствуют заявители на электроэнергию БАЭС, неизвестно, какие государства или частный иностранный капитал желают собственными финансами участвовать в строительстве этого серьезного энергетического объекта. Нет и источников финансирования и технических решений для осуществления сетевого строительства для выдачи мощности будущей АЭС на территориях сопредельных государств, стоимость которого экспертно оценивается не менее 3,5-4,5 млрд. евро.

         И, наконец, в целом организационно и технически не решены вопросы выдачи мощности Балтийской АЭС в европейские энергообъединения.

         В связи с необходимостью заключения целого ряда международных соглашений, связанных с реализацией строительства АЭС, и официальным отказом стран Балтии, Польши и других государств от приглашения участвовать в данном проекте определяется особая необходимость значительного повышения уровня межгосударственного взаимодействия России с указанными государствами и Евросоюзом по ключевым вопросам будущей АЭС. Но самое главное, из чего могут происходить все решения: до сих пор неизвестно, где может находиться энергосистема Калининградской области к моменту заявленного, но реально невозможного к осуществлению срока пуска первого энергоблока Балтийской АЭС в 2016 году, в то время как планы Евросоюза по отделению Прибалтийских энергосистем определяются 2014 - 2015 годами. Без решения этого комплекса проблемных вопросов проект строительства Балтийской АЭС реализовать не получится. АЭС с такими мощными энергоблоками может функционировать, только будучи присоединенной к мощным энергосистемам с надежными внутрисистемными связями. Это безальтернативное условие. Такой энергосистемой является европейское энергообъединение ENTSO-E (прежнее название UCTE). Таким образом, за указанным объектом необходимо закрепить официальный статус экспортно-ориентированной АЭС.

         Однако исходя из государственного подхода к обеспечению энергетической безопасности Калининградской области необходимо понять, что в случае подключения региональной энергосистемы через энергосистемы стран Балтии к ENTSO Калининградская энергетика лишается самостоятельного статуса и переходит в оперативное подчинение (диспетчерское управление) европейского энергообъединения - фактически Евросоюза. В этом случае режимы работы энергосистемы будут определяться диспетчерским управлением из Берлина. Со всеми вытекающими из этого требованиями и последствиями.

         Что в «сухом остатке»?

         Существующая в настоящее время конфигурация энергосистемы с одним энергоисточником - Калининградской ТЭЦ-2 не в состоянии гарантировать нормальное электроснабжение потребителей во всех режимах и обладает принципиально низкой устойчивостью с точки зрения конечных задач электроснабжения. Функционирование в энергосистеме единственного энергоисточника с крупными энергоблоками не обеспечено наличием в энергосистеме рассредоточенных маневренных энергоблоков, не связанных с потреблением газа, воспринимающими основную нагрузку суточных колебаний энергопотребления.

         Энергодефицитность системы практически во всем обозреваемом периоде не гарантирует надежности энергоснабжения потребителей при сокращении поставок газа, ограничении, прекращении внешних перетоков электроэнергии или аварийном отключении энергоблоков на Калининградской ТЭЦ-2. Это подтверждается и произошедшей в энергосистеме региона 13.08.2011 года тяжелой системной аварией, когда при нормальном режиме энергосистемы сбой на одной ЛЭП-330 кВ привел к полному обесточиванию области с остановом

         Тяжелое положение энергосистемы усугубляется опасно высоким уровнем износа и исчерпанием технической возможности электросетевого комплекса, недоступностью электроэнергии для новых потребителей.

         В случае аварийных ситуаций на энергоисточнике или введении системных ограничений, при отсутствии достаточного резервирования возможны нарушения энергоснабжения и дезорганизация войск и сил Балтийского флота, особенно при совпадении аварийных ситуаций с подъемом соединений по тревоге или их мобилизационным развертыванием.

         Таким образом, с учетом военного аспекта (а только так может строиться государственный подход к решению проблемы), кроме бездефицитности по генерирующей мощности к энергосистеме выдвигается требование наличия достаточного резерва генерирующих мощностей с обеспечением устойчивости во всех режимах функционирования.

         Исправление ситуации возможно с выполнением положений Генеральной схемы развития энергосистемы Калининградской области, и в первую очередь строительства дополнительных энергоисточников, предусмотренных этой схемой, изысканием источников финансирования для модернизации сетевого комплекса, значительным снижением потерь в сетях ОАО «Янтарьэнерго» и разработкой Программы энергосбережения Калининградской области, обеспеченной необходимым финансированием и конкретными мероприятиями энергосбережения и энергоэффективности.

         Крайне тяжелая, усугубляемая внешними угрозами ситуация с энергообеспечением региона требует специального рассмотрения в Совете безопасности России.

        

         Газета «Калининградская правда» от 21 марта 2012 года.