// Журнал «Промышленная Энергетика», 2012 - № 11, стр. 2-11

Сравнение мер российской политики

по повышению энергоэффективности в промышленности

с мерами, принятыми в развитых странах.

Башмаков И. А., канд. экон. наук, Башмаков В. И., юрисконсульт

Центр по эффективному использованию энергии, Москва

 

Формирование российской нормативно-правовой базы в области повышения энергетической эффективности в промышленности проводится в сжатые сроки, что неизбежно влечет за собой издержки в отношении качества нормативной базы. Проанализированы результаты первых практик действия сформировавшегося законодательства и сделана попытка выявить проблемы и пути совершенствования нормативной базы в области энергосбережения в промышленности.

Россия поставила перед собой важную задачу снижения энергоемкости ВВП на 40 % за период с 2007 по 2020 г., в то время как Международное энергетическое агентство (МЭА) считает, что ее можно решить только к 2028 г.3 Но совершенно очевидно, что для реализации указанного нужна целенаправленная политика государства. Она существенно активизировалась, начиная с 2009 г. после принятия Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 г. На федеральном уровне было принято несколько десятков нормативных актов, регулирующих отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Кроме того, был изменен и дополнен новыми положениями ряд уже существующих нормативных актов. На сегодняшний день насчитывается более 70 таких нормативно-правовых актов, в которых содержатся механизмы реализации требований указанного закона и Государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года". В развитых странах нормативная база в сфере повышения энергоэффективности формировалась в течение двух-трех десятилетий, Россия же пыталась сделать это за 2 года. Естественно, такая поспешность отразилась на полноте и качестве нормативной базы. Во-первых, из-за недостаточной квалификации разработчиков нормативных актов, а во-вторых, вследствие краткосрочности их введения и отсутствия обсуждения в профессиональной среде.

При принятии нормативной базы и создании соответствующих институтов возможны следующие реакции: усвоение (после периода адаптации), отторжение или извращение4. Последние два типа реакций могут возникнуть из-за неполноты и некачественной нормативной базы, что обусловливает недостаточную эффективность нормативных механизмов и препятствует поставленной цели снижения энергоемкости ВВП.

Данная статья посвящена выявлению проблем, связанных с качеством российской нормативной базы по энергоэффективности в промышленности.

 

Сравнение российской политики повышения энергетической эффективности в промышленности с рекомендациями МЭА

 

Промышленность является сектором, в котором введение мер российской политики повышения энергетической эффективности очень ограниченно. Они касаются исключительно энергетических аудитов. Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 № 2446-р «О государственной программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года"» для энергоемких отраслей промышленности установлено несколько индикаторов эффективности, показания которых отслеживаются с помощью системы мониторинга.

Статья 16 ФЗ-261 предусматривает проведение обязательных энергоаудитов для организаций с участием государства или муниципального образования; организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности - производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. руб. за календарный год.

В таблице дано сравнение мер российской политики по повышению энергетической эффективности в промышленности с рекомендациями МЭА.

В законодательстве США и Европы энергосбережению в промышленности уделяется существенно больше внимания, чем в нашей стране. Анализ применяемых для этого мер в промышленности стран ЕС в рамках проекта MURE показал, что в Германии их число составляет 30, во Франции - 14, в Великобритании - 13, в Нидерландах - 9.

 

Меры по повышению энергоэффективности в промышленности

 

Государственное регулирование повышения энергоэффективности в промышленности может быть ориентировано на две основные группы:

крупные энергоемкие предприятия (топливно-энергетического комплекса, черной металлургии, цветной металлургии, химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной и цементной промышленности). Основной программный инструмент для энергоемких видов деятельности - целевые соглашения по достижению заданных индикаторов повышения энергоэффективности путем модернизации основных технологий в энергоемких видах экономической деятельности;

средние и мелкие предприятия.

Основной инструмент политики для неэнергоемких видов деятельности - создание системы массовой реализации типовых технических проектов в результате осуществления программных мероприятий, с помощью которых обеспечивается мотивация промышленных потребителей энергии к осуществлению этих проектов. Важным направлением повышения энергоэффективности для этих отраслей является модернизация общепромышленного оборудования.

Основной инструмент политики для энергоемких видов деятельности (так называемые механизмы сотрудничества - формирование долгосрочных (5 - 12 лет) целевых соглашений по повышению энергоэффективности между правительством и промышленными ассоциациями (саморегулируемыми организациями) и (или) крупными холдингами и компаниями. В этих соглашениях фиксируются целевые уровни энергоэффективности, согласуются планы повышения энергоэффективности на уровне компаний и (или) установок, формируется процесс отчетности и мониторинга по достижению целевых установок, создаются схемы налогового и иного стимулирования реализации планов и программы поддержки деятельности по энергоэффективности в промышленности.

 

Долгосрочные целевые соглашения в промышленности

 

Целевые соглашения - механизм партнерства власти и бизнеса в области повышения энергоэффективности, снижения вредных выбросов в окружающую среду или парниковых газов. В его рамках правительство подготавливает и заключает с промышленными ассоциациями или крупными холдингами соглашения о целевых показателях снижения энергоемкости основных видов промышленной продукции. Региональные администрации могут заключать подобные обязательства с предприятиями, расположенными на их территории, подобно тому, как это делается в Китае, где действует программа для 1000 самых энергоемких предприятий, на долю которых приходится 48 % всего потребления энергии промышленностью. Предприятиям и холдингам, принявшим их и тем самым демонстрирующим свою социальную ответственность, могут предоставляться налоговые льготы и субсидии на закупку энергоэффективного оборудования или пониженные ставки налогов на выбросы. При этом повышается их кредитный рейтинг за счет уменьшения "углеродного следа". В Нидерландах такой механизм партнерства применяется с 1992 г. Соглашения заключаются с компаниями, потребляющими более 17 тыс. т условного топлива в год. Целевая установка - снизить удельный расход энергии на 30 % в течение 2005 - 2020 гг. В программе принимают участие 900 компаний. С 1998 по 2007 г. энергоемкость голландской промышленности снижалась в среднем на 2,4% в год против средних 1,7% по ЕС.

 

Рекомендации МЭА по

мерам политики повышения энергоэффективности

Соответствующие меры политики

в нормативных актах Российской Федерации

 

Правительства должны поддерживать работу МЭА по систематическому расчету индикаторов энергетической эффективности, гарантировать регулярное поступление в МЭА точных данных об энергоемкости всех отраслей промышленности.

 

Правительствам следует обеспечить контроль за

принятием обязательных минимальных стандартов энергетической мощности для электродвигателей, основываясь на передовой международной практике.

 

Правительства должны способствовать устранению причин, препятствующих оптимизации эффективного использования энергии в системах с электроприводом, а также обеспечить реализацию направленных на это пакетов политик.

 

 

Правительствам необходимо рассмотреть возможность оказания эффективной помощи в развитии энергетического менеджмента разными путями, в том числе повышением квалификации специалистов в этой области.

 

Правительства должны обсудить пути развития и внедрения пакета политик и мер по продвижению энергетической эффективности на малых и средних предприятиях

Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 2446-р "Обутверждении государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года ".

 

Устанавливает ряд индикаторов энергетической эффективности для энергоемких отраслей промышленности и вводит систему программного мониторинга для их отслеживания.

 

Федеральный Закон № 261-ФЗ.

 

Устанавливает обязательные энергетические обследования для организаций с участием государства или муниципального образования; организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности: производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. руб. за календарный год.

 

Постановление Правительства РФ от 01.06.2010 г. № 391 "О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования ".

 

Устанавливает, что Министерство регионального развития РФ предоставляет оператору государственной информационной системы сведения о ходе выполнения требований о наличии в прилагаемой к товарам технической документации, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров.

 

Постановление Правительства РФ от 25.12.2011 г. № 19 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований ".

 

Приказ Министерства энергетики РФ от 19.04. 2010 г. № 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования ".

 

Устанавливает формат энергетического паспорта.

 

Стандарты энергоэффективности электродвигателей, пакет мер по продвижению энергетической эффективности на малых и средних предприятиях, а также сертификация энергоменеджеров отсутствуют.

 

 

Соглашения о повышении энергоэффективности реализуются в следующей последовательности:

1. Устанавливается цель снижения энергоемкости промышленного производства к 2020 г.

2. Для отдельных отраслей промышленности Министерство энергетики, Министерство экономического развития и (или) Министерство промышленности и торговли подготавливают "Руководства по определению показателей по энергоэффективности в промышленности", как это делается во многих странах. Цели могут быть сформулированы в виде необходимости достижения абсолютного объема экономии, снижения удельных расходов или изменения индексов энергоэффективности.

3. Определяются промышленные группы и холдинги, а также, возможно, союзы и ассоциации, которые могут стать сторонами соглашений о повышении энергоэффективности. Определяется порог потребления энергии, начиная с которого компания становится участником соглашения.

4. Осуществляется декомпозиция цели снижения энергоемкости в промышленности в систему подобных целей в основных отраслях (как средневзвешенная по основным продуктам) и (или) отдельных промышленных продуктов для отраслевых соглашений.

5. Формируется система сопоставления параметров энергоэффективности (бенчмаркинга) для отдельных предприятий, в рамках которой имеется возможность сравнить свои удельные расходы со средними по отрасли и с "идеальными" удельными расходами для технологий, работающих в сходных условиях. Кроме того, эта система должна давать рекомендации по реализации мероприятий и оценку изменений рейтинга предприятия по уровню энергоэффективности по результатам их внедрения.

6. Промышленные группы, компании, союзы или ассоциации, с которыми подписываются указанные выше соглашения, проводят энергетические обследования, разрабатывают план повышения энергоэффективности до целевого уровня и выпускают "Руководство по подготовке планов повышения энергоэффективности". Компании обязуются в рамках этих планов реализовать проекты со сроками окупаемости в пределах 5 лет и ввести стандарты энергоменеджмента.

7. Проводятся переговоры представителей государства и промышленных ассоциаций по согласованию целевых установок и планов, которые пересматриваются не реже 1 раза в 5 лет.

8. Согласуются формы ежегодной отчетности по выполнению плана и достижению целевых параметров повышения энергоэффективности, формируется система мониторинга. Создается система верификации данных мониторинга и определяется уполномоченное правительством ведомство для проведения связанных с этим работ.

9. Определяются финансовые стимулы для участников целевых соглашений, успешно реализующих планы и достигающих целевые параметры повышения энергоэффективности компаний и ассоциаций, а также штрафы для не выполняющих взятые обязательства.

10.      Оценивается эффективность целевых соглашений по повышению энергоэффективности уполномоченным правительством аналитическим центром (не реже 1 раза в 3 года) с целью формулирования рекомендаций по совершенствованию программы и оценки ее прямых и косвенных эффектов.

 

При разработке Государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" ЦЭНЭФ предложил использовать рассмотренный механизм для крупных промышленных предприятий, претендующих на получение государственных гарантий на реализацию своих программ энергосбережения. Только в начале 2012 г. Правительство РФ (Ростехнадзор) провело обсуждение с металлургами первого такого соглашения по модернизации оборудования, в котором оговариваются списки объектов, сроки модернизации, объемы инвестпрограмм и санкции за нарушение сроков. Металлурги в свою очередь просили ввести меры экономического стимулирования: инвестиционные льготы по налогу на прибыль, снижение таможенных пошлин на новое оборудование, льготные ставки кредитов. При этом обязательства по модернизации должны стать платой за экономические стимулы.

 

Другие меры политики повышения энергоэффективности в промышленности

 

Помимо долгосрочных соглашений существует значительный мировой опыт реализации политики повышения энергоэффективности в промышленности путем принятия следующих мер:

развития системы статистического наблюдения за уровнями эффективности использования энергии в промышленности и состоянием парка энергопотребляющего оборудования;

введения системы формирования целевых установок по повышению энергоэффективности, системы сравнения с лучшим практическим опытом (бенчмаркинг), а также системы мониторинга выполнения целевых соглашений по повышению энергоэффективности и результативности реализации программ по типовым проектам;

принятия новых стандартов и технических регламентов на промышленное оборудование;

организации проведения энергетических аудитов, в том числе специализированных по отдельным типовым системам промышленного оборудования, и разработки планов энергосбережения;

введения стандартов энергоменеджмента и организации подготовки специалистов, обеспечения им информационной поддержки;

поддержки развития системы энергосервисного бизнеса для обслуживания и повышения энергоэффективности основных видов типового промышленного оборудования;

введения системы субсидий и налоговых льгот;

создания системы поддержки деятельности по энергосбережению в промышленности со стороны энергоснабжающих компаний;

регулирования тарифов на энергоресурсы;

поддержки НИОКР по повышению энергоэффективности в промышленности.

Система статистического наблюдения за уровнями эффективности использования энергии в промышленности опирается в основном на форму статистики 11-ТЭР. Для совершенствования этой системы и создания государственной информационной системы в области мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности номенклатура показателей этой формы должна быть расширена, данные о цветных металлах - рассекречены. Кроме того, указанную форму необходимо дополнить специальной формой по повышению энергоэффективности в промышленности, которая в обязательном порядке должна содержать сведения, требуемые для оценки целевых индикаторов федеральной программы энергосбережения в промышленности.

Важным источником данных для информационной системы в области мероприятий по повышению энергетической эффективности может стать государственный энергетический реестр, в который включаются сведения об организации и ее основных видах деятельности; об объемах производства основных видов продукции, работ, услуг; о потреблении энергетических ресурсов; об эффективности их использования; отчеты об энергетических обследованиях; отчеты о выполнении рекомендаций энергетических обследований. На основе данной информации должны формироваться обобщенные сведения об эффективности использования энергетических ресурсов и энергосбережении, направлениях ее повышения совокупно по видам экономической деятельности, по производству наиболее энергоемких продуктов и услуг, бюджетной сфере, жилищно-коммунальному хозяйству, иным секторам экономики. Эти сведения должны относиться к общедоступной информации, за исключением тех данных, доступ к которым ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Министерству экономического развития РФ с помощью подчиненной ему Федеральной службы государственной статистики и (или) специально отобранной консультационной компании следует создать систему сопоставления параметров энергоэффективности (бенчмаркинга) для предприятий, производящих сходные продукты. В рамках этой системы предприятия смогут сравнивать свои удельные расходы энергии со средними по отрасли и с "идеальными" удельными расходами на лучшие мировые технологии, работающие в сходных условиях. Кроме того, эта система должна давать рекомендации по внедрению предлагаемых мероприятий и оценку изменений рейтинга предприятия по уровню энергоэффективности после их реализации Необходимо обеспечить работу системы в двух режимах:

обязательном (обезличенном). При этом приводятся данные по удельным расходам энергии на производство промышленной продукции для предприятий, но их названия не указываются. В данном режиме систем формируется на основе ежегодно публикуемых сведений формы 11-ТЭР и государственного энергетического реестра, но не ограничивается ими. Она использует также зарубежные данные, в том числе специальных информационных систем бенчмаркинга и лучшего мирового опыта по обеспечения энергоэффективности;

добровольном (с упоминанием названии компании). В этом случае система рейтинга компании создается на основе добровольно передаваемых сведений отраслевых промышленных ассоциаций при поддержке отраслевых научных и информационных центров6. Ее работа организуется в виде ежегодных специальных рабочих совещаний и отражается в Интернете и специализированных изданиях.

Создание рассматриваемой системы позволит сформировать надежную информационную базу для подготовки соглашений и разработки планов повышения энергоэффективности и давать надежные экспрессоценки потенциала энергосбережения на предприятиях.

Специальная информационная кампания поможет российским предприятиям определить и реализовать потенциал энергосбережения. Необходимо информацию об энергосберегающих проектах сделать более доступной и полезной.

Для постоянного улучшения энергетической эффективности предприятий при сохранении их конкурентоспособности в США, начиная с 2012г., запущена программа сертификации "Высшие энергетические характеристики" (Superior Energy Performance), которая обеспечит их технологическими дорожными картами. С ее помощью реализуется прозрачная и повсеместно признанная система проверки улучшения энергетических характеристик и методов управления. Центральным элементом программы является внедрение мирового стандарта энергетического менеджмента ISO 50001 с дополнительными требованиями по достижению и регистрации улучшений энергетических характеристик. Согласно оценкам экспертов, требование программы SEP и стандарт ISO 50001 способны повысить энер-гетическую эффективность промышленных предприятий на 10 - 30 %.

Основными целями энергетического аудита являются: определение на основе технико-экономического анализа эффективности ис-пользования энергетических ресурсов потенциала энергосбережения, заполнение энергетического паспорта, разработка плана мероприятий по повышению энергетической эффективности и мониторинг степени реализации мероприятий такого плана. При этом обязательные энергетические обследования не распространены за рубежом и применяются только в Болгарии, Латвии и Румынии. Наряду с указанным следует разработать методические рекомендации и руководства для составления плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности промышленного предприятия7. Это позволит стандартизировать разработку планов, проведение их технико-экономического анализа, что в свою очередь даст возможность сравнивать и обобщать их показатели. План должен содержать: описание предприятия, его энергетический баланс, оценку потенциала повышения энергоэффективности для реализации перечня включенных в план мер, прогноз цен на энергоресурсы, объем инвестиций, график реализации плана, ожидаемый эффект экономии энергии и затрат и т. д.

Для оценки эффектов от реализации планов повышения энергоэффективности следует разработать Протокол оценки и верификации выполнения планов по повышению энергоэффективности. Кроме того, необходимо иметь стандарты и технические регламенты по энергоэффективности типового промышленного оборудования: электродвигателей, компрессоров для систем сжатого воздуха, светильников для систем промышленного освещения. Одним из таких документов, относящихся к промышленности ЕС, стала Директива 2005/32/ЕС по Эко-дизайну, которая устанавливает стандарты на 40 видов общепромышленного оборудования (включая электродвигатели, насосы, холодильное оборудование, системы освещения, печи, водоразборное оборудование и др.), а также Директива 2004/8/ЕС по ТЭЦ. Стандарты должны вводиться поэтапно с постепенным ужесточением требований.

Необходимо также разработать руководство по введению стандартов энергоменеджмента на предприятиях. Это позволит интегрировать повышение энергоэффективности в существующие структуры управления предприятиями. Значительный объем экономии энергии в промышленности зависит не столько от оборудования, сколько от того, как осуществляется управление энергопотреблением, и даже шире - управление энергетическими издержками. Часто из-за неправильных решений менеджмента предприятие несет избыточные расходы. Стандарты энергоменеджмента устанавливаются в соответствии с положениями ИСО 50001 и обеспечивают формат для интеграции управления энергетическими издержками предприятий. Главными задачами при этом являются: работы по снижению энергетических издержек в стратегический план предприятия; реализация целевых задании и индикаторов по повышению энергоэффективности; разработка плана увеличения энергоэффективности и создание межцеховой группы для его осуществления; подготовка руководств по энергосбережению; систематической отчетности об успехах в сфере повышения энергоэффективности.

Для успешной реализации плана повышения энергоэффективности необходимы координация деятельности различных подразделений предприятия, проведение процедур закупки нового оборудования, мониторинг важнейших индикаторов повышения энергоэффективности и постоянная демонстрация руководству эффектов от реализации плана. Важными являются развитие системы технического учета энергоресурсов на уровне агрегатов, компьютеризация обработки данных и поэтапный выход на диспетчеризацию энергопотребления. Необходимо также развивать имеющуюся на многих предприятиях систему нормирования удельного расхода энергоресурсов.

Для внедрения указанной выше добровольной системы, которая уже действует в США, Дании, Ирландии, Швеции, необходимо оказать промышленности техническое содействие, консультативную помощь (это особенно важно для мелких и средних компаний, у сотрудников которых нет достаточной квалификации) и, возможно, стимулировать их экономически в случае достижения целевых параметров. В структурах управления более 100 крупнейших и 50 тыс. мелких компаний США уже занимаются повышением энергоэффективности. Для этого следует подготовить руководство по энергоменеджменту и создать систему сертификации систем энергоменеджмента промышленных предприятий на соответствие стандарту. Все предприятия - участники целевых соглашений по энергоэффективности должны иметь сертифицированные системы энергоменеджмента. Эта мера редко вводится в качестве обязательной (такой опыт есть только в Греции).

В промышленных системах, инжиниринга которых проводился по критериям энергоэффективности, повышаются надежность, общая производительность и снижаются энер гетические издержки. Для оптимизации режима работы систем необходимо разработать энергетический баланс предприятия в генеральную схему развития его энергообеспечения, в рамках которой должны разрабатываться основные технические решения обеспечить гибкость реализации проектов: возможность введения в эксплуатацию от дельных компонентов системы при увеличении объемов потребления. Это позволит снизить избыток установленной мощностью оборудования. Оптимизация предусматривает реализацию всех проектов со сроками окупаемости менее 2 лет.

Часть сэкономленных средств следует ж пользовать для материального стимулировании службы главного энергетика и продолжена реализации программы энергосбережения, настоящее время в России основная час" капиталовложений в энергосбережение - собственные средства предприятий. При обслуживании финансирования проекта за счет собственных средств важно определиться направлением использования получение экономии. Схема, при которой она полностью расходуется на прочие нужды предприятия, не мотивирует участников реализации программы. В качестве альтернативы можно использоваться револьверный механизм, когда последующие этапы программы повышения энергоэффективности реализуются за счет экономии, полученной на предшествующих этапах.

Важным условием эффективного энергоменеджмента является наличие системы договоров на энергоснабжение. Необходимо перестать штрафовать за экономию и усовершенствовать договоры на энергоснабжение промышленных предприятий. Согласно постановлению Правительства РФ от 4 ноября 2011г. № 877 г. "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке" потребители с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств до 750 кВ • А включительно, не выбравшие для расчетов с гарантирующим поставщиком 5-ю и 6-ю ценовые категории, не должны компенсировать стоимость отклонений фактического объема потребления электроэнергии от договорного. Оплата осуществляется исходя из показаний прибора учета за соответствующий период. Запрещено вносить в конечную розничную цену стоимость электроэнергии, приобретенной сбытовыми организациями по прямым договорам, если цена по ним оказалась выше, чем на оптовом рынке. Отменен механизм сальдирования мощности, в результате которого энергосбыты могли продавать в рознице больше мощности, чем реально приобретали на оптовом рынке. На предприятиях необходимо совершенствовать долгосрочное и среднесрочное планирование выпуска продукции с целью более точного прогнозирования и заявки необходимых объемов ресурсов, что позволит уменьшить плату за сверхпотребление.

Важно включать в контракты пункт, обязывающий ресурсоснабжающее предприятие оплатить убытки компании, возникшие по его вине (из-за перерывов в ресурсоснабжении или поставки услуги ниже стандарта качества). Особенно это относится к услуге электроснабжения, поскольку современные приборы учета позволяют сравнивать большинство показателей с нормативными. Для исполнения этого пункта необходимо определить механизмы оценки реального ущерба.

Предприятие может заключить контракт - соглашение об энергосберегающих услугах с энергосервисной компанией (ЭСКО), которая берет на себя комплексную ответственность за инжиниринговые, строительные и финансовые вопросы. Предприятие-клиент имеет дело только с ЭСКО, а та - уже с поставщиками оборудования, субподрядчиками и финансовыми институтами. Обычный проект с жестким технологическим заданием заменяется более гибким итеративным процессом, в котором техническое задание может модифицироваться в зависимости от параметров функционирования оборудования и технологических карт. ЭСКО берет на себя ответственность за функционирование проекта и получает оплату за счет части сэкономленной в результате реализации проекта энергии. При этом она гарантирует, что экономия будет достаточной для покрытия капиталовложений в ограниченный промежуток времени и несет риск в любой момент времени на сумму проектных затрат, которые остались непокрытыми. Следует отметить, что ЭСКО либо прямо обеспечивает финансирование проекта, либо привлекает для этого какой-либо финансовый институт. В последнем случае она ручается за то, что полученная за счет проекта экономия будет достаточной для выплаты долга и процентов по нему.

Необходимо разработать схемы поддержки ЭСКО в сфере эксплуатации систем типового промышленного оборудования (электродвигателей, систем сжатого воздуха, освещения, пароснабжения и др.), а также отладить механизмы привлечения сравнительно краткосрочных финансовых ресурсов для реализации проектов по модернизации этих систем. Для этого в первую очередь могут привлекаться банки с государственным участием и последующим распространением таких банковских продуктов по всей банковской системе.

В Западной Европе одной из самых важных мер политики повышения энергоэффективности стала торговля выбросами парниковых газов. Однако влияние этого механизма ' именно на повышение энергоэффективности изучено слабо. Сравнительно недавно действие данной схемы было продлено на период с 2013 по 2020 г. Другим важным рыночным механизмом является схема "белые сертификаты". В отличие от богатого зарубежного опыта партнерства промышленных предприятий и государства в сфере повышения энергоэффективности в России он практически отсутствует. Такое сотрудничество может существенно ускорить реализацию потенциала энергосбережения и нейтрализовать негативный эффект быстрого роста доли энергетических издержек. Государство, требуя проведения обязательных энергетических обследований для крупных предприятий, стимулирует их к разработке плана энергосбережения, а выделяя субсидии на реализацию энергосберегающих мероприятий, помогает его реализовать и таким образом удержать объемы производства и занятости, при этом оно получает дополнительные налоговые поступления и окупает затраты на субсидии. Кроме того, каждая единица экономии энергии в промышленности дает еще единицу дополнительной экономии по всей энергетической цепочке, что способствует расширению потенциала экспорта энергии и внесению дополнительных доходов в бюджет. Правительство может также оказать помощь предприятиям в виде грантов для разработки программ повышения энергоэффективности. В США законодательно разрешается таким образом поддерживать промышленные ассоциации при реализации указанных программ. В Швеции, Италии, Германии, Японии, Южной Корее и других странах предоставляются субсидии и налоговые льготы на приобретение энергоэффективного промышленного оборудования.

Государство может оказывать финансовую поддержку (в форме возмещения части затрат на уплату процентов) предприятиям, инвестирующим в повышение энергоэффективности. Возможно также предоставление субсидий из федерального бюджета в случаях осуществления проектов, направленных на сокращение использования природного газа, тепловой и электрической энергии при установке максимально эффективного оборудования и использовании вторичных энергетических ресурсов. Другие инструменты - ускоренная амортизация энергоэффективного оборудования, инвестиционный налоговый кредит.

Специальные пакеты финансовой поддержки промышленных предприятий с минимальными рисками могут применяться при реализации типовых проектов повышения энергоэффективности путем замены электродвигателей, систем освещения и холодильного оборудования, модернизации систем сжатого воздуха, пароснабжения и т. п.

Необходимо сформулировать условия предоставления средств бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным лицами, осуществляющими инвестиционную деятельность в области повышения энергетической эффективности. Следует также определить категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение льгот в размере: 2/3 ставки рефинансирования; 95 % и полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банк; Российской Федерации.

Помимо указанного требуется также сформулировать условия предоставления из бюджета субсидий при инвестировании в повышению энергетической эффективности проектов, на правленых на сокращение использования природного газа, тепловой и электрической энергии и предусматривающих использовании (создание, модернизацию) энергетически устройств, характеризующихся максимально эффективным применением энергетически ресурсов и (или), предусматривающих наибе лее высокую динамику сокращения потер природного газа, тепловой и электрической энергии при их передаче, а также проекте по разработке и внедрению энергетических устройств, использующих в качестве источников энергии исключительно вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии.

Не менее важно разработать стандартизированные банковские технологии финансирования проектов по повышению эффективное использования энергии в промышленное Возможна схема, когда для проекта, разработанного с привлечением гранта от правительства, залоговые и другие требования MOI быть существенно снижены. Упрощенный процесс разработки, анализа и оценки проектов позволит минимизировать накладные расходы и снизить риски. Это может оказаться несложным, поскольку по многим технологиям, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке (таким, как внедрение эффективных котлов, систем энергетического менеджмента в зданиях, эффективных систем освещения и конденсаторы), процесс разработки проектов достаточно прост, а конечные потребители и финансовые институты довольно хорошо осведомлены о рисках. Можно сравнительно легко действовать по шаблону при разработке и оценке новых проектов.

Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России должна определить наиболее важные НИОКР в сфере повышения энергоэффективности. На первом заседании этой комиссии 18 июня 2009 г. Президент Российской Федерации назвал повышение энергоэффективности приоритетным направлением модернизации и технологического развития экономики России. Исходя из этого, Министерство образования и науки Российской Федераций должно обеспечить организацию таких НИОКР.

 

Меры в области наращивания производства энергоэффективного оборудования и материалов в промышленности

 

Федеральным законом № 426-ФЗ от 12.12.2011 была внесена поправка в статью 10 "Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров" Федерального закона № 261-ФЗ. В новой редакции из списка товаров, производимых на территории Российской Федерации, и товаров, импортируемых в Российскую Федерацию для оборота на ее территории, в технической документации, маркировке и на этикетках которых должна содержаться информация о классе их энергетической эффективности, были исключены компьютеры, компьютерная техника и оргтехника. Список товаров, которые должны содержать эти сведения, теперь устанавливаются Правительством РФ. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара" устанавливает перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании в прилагаемой к ним технической документации, маркировке и на их этикетках информации о классе их энергетической эффективности, а также перечень правил определения класса энергетической эффективности товара.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12 июля 2011 г. № 562 "Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита" организация, вкладывающая средства в создание объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, вправе получить инвестиционный налоговый кредит. Пересмотренный перечень таких объектов и технологий включает 56 наименований (ранее их было 4). В него, в частности, вошли объекты и технологии по производству высокотемпературных сверхпроводников, легковых автомобилей, картона, бумаги, целлюлозы, синтетического каучука, удобрений, электроферросплавов, по освещению на основе светодиодов. В постановлении речь идет также об оптимизации режимов работы тепловых и электросетей, автоматизации процессов нагрева в печах различного назначения, трубопроводной транспортировке газа и нефти и др. Указанный кредит позволяет в течение определенного срока и в установленных пределах уменьшать налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой их суммы и начисленных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Сумма кредита составляет 100 % стоимости оборудования, приобретенного для создания указанных объектов и технологий.

В приказе Министерства промышленности и торговли РФ от 7 сентября 2010 г. № 769 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации", приведен перечень категорий товаров (с учетом их характеристик), которые должны содержать в прилагаемой к ним технической документации, маркировке и на этикетках информацию о классе их энергетической эффективности, перечень исключений из этих категорий товаров, а также характеристики товаров, которые не должны содержать в технической документации, маркировке и на этикетках информацию о классе их энергетической эффективности.