// Электрификация металлургических предприятий Сибири. Вып.12. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 22–27.

 

Полный цикл деятельности и рефрен Н-распределений:

описывается ли Б. И. Кудриным рекультивация?

С.В.Чебанов

 

Юбилейный характер нашей встречи позволяет мне связать ключевые понятия, фигурирующие в заглавии не только содержательно, но и биографически – Борис Иванович пришел в мой дом как подарок от моего наставника Сергея Викторовича Мейена в конце его жизни. При этом оказалось, что общение с Борисом Ивановичем и обсуждение с ним проблем технетики, ценологии и Н-распределений сложились в яркую гирлянду событий интеллектуальной жизни прошедших семнадцати с лишним лет.

В этой гирлянде я хочу выделить сегодня череду событий и идей, позволяющих представить одну из наиболее генерализованных категорий философии, методологии и культурологии – деятельность – через самую манипулятивно-действенную, несомненную, простую, привычную и, как принято считать, надежную категорию – число, причем натуральное, а именно через рефрен Н-распределений как натуральнозначимых функций натурального аргумента.

Первые исследования Н-распределений (Лотка, Парето, Виллис), а также исследователи 1970-1980 гг., связывавшие Н-распределения со спецификой природы описываемых ими объектов (социальные, живые, наделенные смыслом и т.д.) относили выявляемые закономерности к свойствам того или иного исследуемого объекта. Однако Дж. Ципф (Zipf, 1949), а также Дж. Виллис (Willis, 1922), отмечая приближение эмпирического распределения таксонов к теоретическому в таксономических построениях ботаников от Линнея до Энглера, связали «ципфовость» не со свойствами того или иного исследуемого объекта, а с характером психических процессов, приводящих (непосредственно или через культуру, стандарты профессиональной деятельности и т.п.) к порождению соответствующего объекта – речевого или концептуального.

Последняя идея получила развитие в 1980-ые годы в инициированных В.В.Налимовым и поддержанных Ю.А.Шрейдером размышлениях о том, что «ципфовские» тексты порождаются в особых состояниях сознания.

Продолжением (возможно, неосознанным) этой линии развития явились работы юбиляра и его школы (как я понимаю, в основном, 1990-х – начала 2000-х гг.), показавшие, что Н-распределения описывают не только эксплуатируемое, но и ремонтируемое, а также неисправное электротехническое оборудование. В совокупности с работами Ципфа, Виллиса, Налимова, Шрейдера и др. это наводит на следующие размышления.

Складывается впечатление, что Н-распределения не просто обладают универсальностью и приложимы в разных областях, но описывают разные стадии полного цикла деятельности. Под последним понимается следующее.

Человеческая деятельность складывается из относительно самостоятельных последовательностей отдельных целенаправленных актов, совокупность которых включает возникновение замысла, его реализацию, использование продукта и его утилизацию. При этом идеалом является такая организация деятельности, в результате которой после утилизации продукта вещественный мир приходит к исходному состоянию. Таким образом, можно говорить о цикле деятельности, который включает в себя ряд стадий.

Предпроектные изыскания включают в себя сбор сведений общего характера о создаваемом изделии, знакомство с аналогами, накопление и систематизацию данных о материалах, технологиях, условиях среды и т.д.

Конструирование представляет собой порождение некоторой детали или конгломерата из них, который может быть реализован на том или ином субстрате. В сложных видах деятельности, когда преобразование конструкции в то или иное изделие требует создание особой программы деятельности, можно говорить о вычленении в конструировании проектирования как особого вида деятельности как программы такого преобразования (с указанием инструментов реализации каждого пункта такой программы).

Производство является деятельностью по переводу проекта в конкретное овеществленное изделие (реализацией «в металле»).

Пуско-наладка – это особая деятельность «пускачей» обеспечивающих начало стабильного функционирования изделия.

Эксплуатация изделия относится к периоду его стабильного бесперебойного функционирования изделия в заданном технологическом режиме.

Текущий ремонт предполагает устранения мелких неполадок и поломок без остановки эксплуатации. При этом в изделие могут вноситься мелкие усовершенствования (не предполагающие изменение проекта).

Реконструкция требует остановки производства, но сохраняет тела основных узлов изделия. При этом могут вноситься значительные переделки, в том числе, изменяющие проект.

Демонтаж становится необходим при физическом и моральном износе изделия или в случае, когда исчезает потребность использования данного изделия.

Рекультивация осуществляется после демонтажа и направлена на то, чтобы привести среду в состояние близкое к исходному или отличному от него, но не несущего следов  предшествующей эксплуатационной деятельности.

Каждый из перечисленных видов деятельности не сводим к другому, осуществляется в соответствии с собственными особыми регулятивами, имеет свои специфические результаты и критерии успешности (так, для предпроектных исследований – характер и степень обоснованности, для конструирования – реализуемость, для эксплуатации – технологичность и т.д.). Несмотря на это разные стадии этого цикла в разной мере отрефлексированы и в культуре им придается разное значение.

Так, получилось, что предпроектные изыскания в европейской культуре получили гипертрофированное развитие, породив науку как особую самоценную сферу деятельности. Напротив, конструирование,  производство, эксплуатация, основанные на техне, несводимом к гнозису, не осознаются как самостоятельные сферы деятельности и часто преподносятся как особые области знания.

В зависимости от характера деятельности описанный цикл деятельности представлен в разной форме. Так, например, в строительстве или машиностроении описанные стадии наиболее наглядны. Напротив, может показаться, что в математике некоторые важные стадии отсутствуют. Однако, и там, для того, чтобы осуществлять исследовательскую деятельность, необходимо сконструировать специальные инструменты – алгоритмы, математические таблицы, стандартные функции и т.д. При этом налицо и процесс пуско-наладки – нужно не только изобрести те или иные формулы, но и найти оптимальные способы их записи, манипулирования с ними и т.д. Только после этого становится возможна стабильная эксплуатация того или иного математического аппарата, которая допускает введение тех или иных усовершенствований, а иногда и радикальных нововведений типа реконструкций (об изобретениях – а не исследованиях! – в области математики ср. Адамар, 1970).

Примечательной чертой рассматриваемого цикла является то, что отдельные его стадии могут институционально оформляться как особые виды деятельности. О науке в этом контексте уже говорилось. На развитие способности к решению конструкторских задач ориентирован ТРИЗ. Особенности «пускачей» в рассматриваемом контексте также хорошо известно, причем примечательно, что часто «пускачами» являются лица, не получившие академического образования (плохая совместимость нестандарности задач пуско-наладки и систематического обучения). Эсклуатационники и ремонтники формируются как особые группы инженеров. Инженеры же могут специализироваться на демонтаже, а экологи занимаются рекультивацией. При этом задачи демонтажа и рекультивации до относительно недавнего времени вообще не осознавались как самостоятельные, а проблема демонтажа интеллектуальных конструкций ныне вообще не освоена.

В подобных случаях весьма примечательно то, что деятельность институализированная как «научная», «изобретательская», «эксплуатационная» и т.д. содержит в свернутом виде весь цикл деятельности. Так, исследование включает в себя не только те или иные изыскания, но и конструирование (изобретение) исследовательских процедур, отладку (пуско-наладку) методики, после чего исследователь начинает эксплуатировать эту методику и т.д. Подобной же структурой обладает и процесс порождения научной публикации – после проведения исследования (предпроектные изыскания) путь автора от планов, заметом и черновиками к тексту статьи является изобретательской деятельностью (конструированием), издательско-полиграфический процесс выступает как производство, библиотечно-библиографические службы осуществляют пуско-наладоч-ную деятельность, после чего начинается эксплуатация издания (с необходимы ремонтами и неизбежной утилизацией-демонтажем).

Последнее обстоятельство указывает на то, что полный цикл деятельности включает в себя стадии, каждая из которых построена как такой же полный цикл, существование которого становится очевидным в том случае, если имеет место институализация той или иной стадии как особого вида деятельности. Это позволяет говорить об автомодельном характере деятельности, её рефренной природе.

Представление о рефрене введено С.В.Мейеном (Чебанов, 1988; Meyen, 1973). Под рефреном понимается повторяющееся полиморфическое множество – спектр многообразия фигур, в которых реализуется одна форма. При этом оказывается, что один и тот же рефрен описывает разные аспекты разнообразия – разнообразие разных экземпляров, разнообразие экземпляров разного географического происхождения, разнообразия состояния одного экземпляра в разные моменты времени и т. д. При этом оказывается, что член рефрена может быть развернут в самостоятельный рефрен, более детально представляющий разнообразие, а целый рефрен свернут в один член обобщенного рефрена.

Последнее свойство сближает в качественном отношении описываемую организацию деятельности, при которой каждая стадия деятельности разворачивается в полный цикл деятельности, с рефреном. Кроме того, существует и количественное сходство.

Говорить о последнем позволяет рефрен линейный размеров тел объектов разной природы. С. И. Сухоносом показано, что логарифмы среднегеометрических линейных размеров объектов дают многопиковое распределение, причем отношения логарифмов соседних объектов дают многопиковое распределение, причем отношение логарифмов соседних размерных максимумов являются величиной постоянной (Сухонос, 2000). Более детально эта размерная структура была прослежена Л.Л.Численко на материале живых организмов (Численко, 1981). Работы Л.Л. Численко интересны тем, что показывают сохранение одной и той же размерной структуры для таксонов разного уровня – родов, семейств, отрядов (порядков), классов, что явно указывает на рефренную природу размерной структуры организмов и тел объектов любой природы – организмы являются лишь одним таксоном объектов и рефрен их размеров сворачивается в один член рефрена Сухоноса. При этом крайне интересно то, что необходимым, но недостаточным[1], условием существованием рефрена Численко является ципфовость численности таксонов (т.е. выполнение распределения Виллиса). Именно такое распределение единиц электрооборудования и установлено в 1990-е гг. Б.И. Кудриным и его школой для производимых, эксплуатируемых и ремонтируемых популяций этих единиц.

Подытоживая приводимые результаты можно утверждать следующее.

Исследовательской удачей Б.И. Кудрина является то, что он работал с материалом электротехники, в которой ясно отрефлексирована специфика достаточно большого числа стадий полного цикла деятельности. Это позволило количественно охарактеризовать некоторые их этих стадий (производство, эксплуатацию, ремонт, демонтаж) и показать, что они описываются Н-распределениями. В совокупности с более ранними исследованиями Н-распределений (наличием их в материале, исследуемом на стадии предпроектных изысканий, и при конструировании) хотя они и были проведены на другом, не техническом материале, данные школы Б.И.Кудрина позволяют предположить, что Н-распределения присущи всем стадиям полного цикла деятельности.

Последние допущение, в свою очередь, является дополнительным аргументом в пользу понимания полного цикла деятельности как рефрена (ср. результаты Л.Л. Численко).

С учетом сформулированного предположения можно технетику трактовать как изучение рефрена полного цикла технической деятельности. При этом, одной из задач, которую предстоит решить Борису Ивановичу и его ученикам, является установление того, что Н-распределениям подчиняется не только демонтаж, но и рекультивация. Таким образом удалось бы достигнуть полноты описания цикла технической деятельности с точки зрения частотной характеристики компонентов техноценозов.

Литература

Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

Сухонос С.И. Масштабная гармония Вселенной. М., 2000.

Трубников Б.А. Распределение конкурентов// Математическое описание ценозов и закономерности технетики. Абакан, 1996.

Чебанов С.В. Концепция рефрена// Палеофлористика и стратиграфия фанерозоя. М., 1989.

Численко Л.Л. Структура фауны и флоры в связи с размерами организмов. М., 1981.

Meyen S.V. Plant morphology in its nomothetical aspects// Botanical Review, 1973, vol.39.

Willis J.C. Age and area. Cambridge, 1922.

Zipf G. K. Human Behavior and the Principle of Least Efort. Cambridge, Mass., 1949.

 



[1] Некоторые данные указывают на то, что между ципфовостью и рефренностью линейных размеров существует более тесная связь (ср. Трубников, 1996).