// Материалы ХV конференции по философии техники и технетике и семинара по ценологии (Москва, 19 ноября 2010 г.). Вып. 47. "Ценологические исследования". – М.: Технетика, 2011. – 400 с.

 

О СТРУКТУРЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАУК В СТРУКТУРЕ

ЦЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕХНОЦЕНОЗОВ

Б. С. Шорников

 

         1.0. БИОМЕТРИЧЕСКАЯ Комиссия по применению математики в биологии МОИП была создана при МГУ в 1957 г., в её состав вошли профессора и преподаватели биофака МГУ и сотрудники смежных специальностей АН СССР, АМН СССР, ВАСХНИЛ СССР и других организаций. Основная методическая задача Комиссии – применение методов вариационной статистики к задачам биологических исследований, ранее упразднённых сессией ВАСХНИЛ 1948 г.

         В 1948–1964 гг. ВАСХНИЛ успешно громил лженауки – генетику и кибернетику. Мировая наука в эти же годы развивала новые отрасли знаний: кибернетику – науку об управлении и связи (Н. Винер, 1948), информатику (1950) и многие другие. Работа Комиссии МОИП была сосредоточена вокруг этих трёх наук. В эти же годы (1959–1972) ушли из жизни лучшие биометрики: |П. В. Терентьев (1970) – создатель метода корреляционных плеяд (1939–1959); А. А. Ляпунов (1973) – создатель теории управляющих кибернетических систем (1956); А. А. Любищев (1972) – один из лучших создателей математической теории (1939) агробиологического (полевого) опыта (М.: МГУ, 1986); Н. А. Плохинский (1984) – создатель пособия "60 алгоритмов биометрии" (М.: МГУ, 1980). С кончиной этих корифеев (1970–1972–1973–1984) завершилась история московско-петербурской биометрической школы МОИП (1955–1975). Будем считать её 20-летие временем именно этого поколения наших учёных-биометриков-математиков – отцов-основателей Школы.

         2.0. Печальна судьба их научного наследия: после кончины Учителей остались их разрозненные архивы и останки домашних библиотек. Вдова П. В. Терентьева перевезла его архив из Ленинграда в Свердловск в УФАН, где он был растащен (частично – продан). Архив Н. А. Плохинского пропал на кафедре генетики МГУ.

         Научная библиотека А. А. Ляпунова по завещанию была подарена им самим Новосибирскому университету. Архив был перевезён из Новосибирска в Москву частично и сохраняется его дочерью (Натальей Ляпуновой).

Из Архива А. А. Любищева был создал мемориальный фонд ленинградского ЛФ 1033 АН СССР; остатки (дубли) рукописей и письма частично хранятся в семье покойной Н. А. Равдель и, вероятно, вернутся в Ульяновск.

         Теоретические основы московской ветви биоценологии были заложены вице-президентом МОИП проф. С. В. Мейеном (1935–1987). С. В. Мейен был председателем любищевской мемориальной комиссии как в Москве, так и в Ульяновске, и в Ленинграде (1972–1987), что и составляет теоретическую основу Биометрической Комиссия МОИП с 1972 г. по сию (2011) пору.

         3.0. Параллельно МОИП в МЭИ был создан научно-технический семинар электрики, технетики, ценологии на каф. (факультете) "Электроснабжения и автоматизации промышленности и транспорта предприятий". Профессор Б. И. Кудрин создал на этой теоретической базе свою научную школу технетики и техноценологии. Результаты такой ценологической работы представлены табл. 1.

 

1. Структура распределения сопредельных наук в проблеме

ЦЕНОЛОГИЯ (1990–2010)

 

Науки, годы

Философия

Математика

Энергетика

Техноценоз

Биоценоз*

ИТОГО, %

1990/94

 

 

 

 

1=2

1995/99

4

1

3

3

1л+1= 2

13=27

2000/04

1

3

2

5

1л+3=4

15=33,3

2005/10

3

2

3

8

1л 1

17=37,7

ИТОГО

8

6

8

16

4+4=8

 

%%

18,0

14,0

18,0

35,0

15,0

45=100,0

 

*Примечание. Биоценология (код 1к – кибернетика) – труды IХ кибернетической конф. МОИП – Гипромез,1991. (1л – Любищевские биометрические чтения): 1л – ХХV –1997, 2л – ХХХ чтения. М., 2003; 3л – ХХХV чтения. М., 2008 – все МОИП–ЦСИ.

 

Выводы к табл. 1.

         1. За этот 20-летний период (1990–2010) было издано 46 выпусков, из них 18 или 38,8 % изданий представлено сборниками трудов конференций и семинаров. Другая часть – 28 книг или 61,2 % – монографии, т. е. их в два раза больше, чем сборников трудов ценологических конференции, или 41:20=2,0 книги в год.

         2. Сопряжённо-предметная структура пяти наук составляет 45,5=9 книг на каждую градацию наук. Ведущая (доминирующая) градация – методология техноценоза – 35 %; две градации второго плана – энергетика и философия (по 18 %); две градации третьего плана составляют математика и биология (по 14–15 %). Такова тематическая структурная формула техноценоза для пяти наук.

         4.0. О хронологии публикаций. Первый выпуск в ценологической серии помещён в докладах Первой международной конференции (26 января 1996 г., Новомосковск Тульск. обл.): Математическое описание ценозов и закономерности технетики. Философия и становление технетики. Таким образом уже с первой публикации в основу изучения техноценозов положены три науки. Математика, философия, технетика (и сам субстрат изучения – энергетика).

         5.0. Первый основополагающий биоценологический "документ" – междисциплинарный семинар "Кибернетические проблемы биологии": IХ чтения памяти А. А. Ляпунова (Гипромез и МОИП) сборник "Кибернетические системы ценозов: синтез и управление" (М.: Наука–МОИП–Гипромез, 1991). Сборник (см. табл. 1 код 1к – первая строка, 1990\94) был издан на четыре года раньше Новомосковского сборника и дополнил Ценологическую "копилку" биологическими и кибернетическими методами управления и связи, увязанными с законами биоорганической эволюции и историцизма их развития.

         5.0. О дисциплинарной структуре науки. Анализируя многообразие структурных единиц науки, мы подтверждаем, что информационное значение определяет необходимость деления наук на три основных  класса сущностей: 1-я группа – естественно-математические: физика, химия, биология (математика); 2-я – социально-экономические: экономика, управление, глобалистика, история; 3-я – гуманитарные науки: психология, педагогика, политика и другие науки. Следует выделить ещё одну, четвёртую, информационную триаду: Материя – Энергия – Информация (А. А. Ляпунов, 1972).

         6.0. Сопоставим список наук (см. табл. 1) с разобранной выше триадной картиной мира: 1) объект материален – физичен, химичен, биологичен; 2) он энергетичен (Энергия и её производные – экономика, социология, политика и др.); 3) информативен: – управление, связь, переработка информации и др. функции; 4) гуманитарный блок – психология, педагогика, политика и др. – отсутствует. Однако без педагогики – нет образования, нет научной школы, без школы гибнут Наука и Образование, Культура и Народ. Остаётся только ремесло.

         7.0. Рассмотрим возрастные особенности формирования научной школы (проблема ОТЦЫ и ДЕТИ). Фактически она подразделяется на пять возрастных периодов (табл. 2).

 

ДЕТСТВО (ДЕТИ), годы

ОТРОЧЕСТВО (ПОДРОСТКОВОСТЬ)  (средняя школа)

ЮНОШЕСТВО

(ВУЗ+постдипломный период)

АСПИРАНТУРА ДОКТОРАНТУРА

(научная)

"Незримый коллектив":

ШКОЛА (ОТЦЫ) = (патриархи)

1–7

8–15–18

19–23–25

26–28–35

36–60–80

7

11

7

10

25* и 20**

 

         Первые две возрастные градации (детство и отрочество) – это начальный общеобразовательный науко-потребительский период (11 лет жизни); Третий – юношеско-вузовский, 7-летний творческий период – избрание и закрепление профессиональной специализации будущего учёного. Четвёртый – 10-летний период (аспирантура и докторантура) – завершение статуса "мастера" – родоначальника Школы, как правило – университетской.

         Иными словами, студента готовят заблаговременно и планомерно – на университетском, межуниверситетском, зарубежном (инструментальном) уровнях, этот статус закрепляется в аспирантуре/докторантуре с последующей защитой диссертации. Этот период занимает 17 лет труда и жизни. И остаётся всего 25 лет жизни на построение и реализацию принципов своей научной школы. Как, например, у К. Линнея (1751) и его 25 диссертантов (25 человек). Это была однопрофильная (флористическая) университетская группа (школа) единомышленников-системологов. И такая одномодальная структура Школы сохраняется до сего дня в сравнительно-описательной ботанической систематике и смежных биологических науках (около 300 лет развития ботаники).

         Но пришли иные времена. Описательные методы в биологии были заменены на машинно-математические, системно-аналитические науки и методологии. Наука стала комплексной и системной, что и отражает повозрастная и сопряжённая структура пяти ценологических науки (см. табл. 1, 2).

         Такой тип совместной 20-летней работы различных специалистов и учёных именуется "невидимым коллективом (колледжем)", иными словами: разнопрофильность различных научных школ, связанных единой научной проблемой, представляет собою единое целое. Это и отличает "невидимый коллектив" от классической (университетской) формы Школы.

         Таким образом, фактически весь жизненный путь учёного условно делится на две части: три периода потребительских (а-в) и три периода жизненных продуктивных: а) "счастливое" Детство (1–7=7 лет); б) отрочество (8–15–18=11 лет); в) "научную юность" (19–23–25=7 лет); г) аспирантуру/докторантуру (26–28–35=10 лет); д) нашу научную "мудрость" (школу) – (36–60=25 лет); е) "патриаршество" (61–80=20 лет). Таков "незримый коллектив", такова тройная трофическая цепочка учёного сообщества (ценоза), отражённая публикациями "незримого коллектива".

 

Литература:

 

1.     Единство научного мира. Под ред. Н. Т. Абрамовой. М.: Наука, 1988. 336 с.

2.     Мейен С. В. Материалы симпозиума памяти С. В. Мейена. М.: Геос, 2001. 302 с.

3.     Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1986. 256 с.

4.     Пущин Л. С. Ценология – это просто. М.: Технетика, 2010. 68 с.

5.     Развитие концепции структурных уровней в биологии / Под ред. М. Ф. Веденова. М.: Наука, 1972.

6.     Теория эволюции. Наука или идеология. ХХV любищевские чтения. М.: МОИП–ЦСИ, 1998. 220 с.

7.     Шорников Б. С. Кассификация и диагностика в биологическом эксперименте. М.: Наука, 1979. 140 с.