Обобщение изложенного

 

Концепция плана ГОЭЛРО (1920) имела непреходящее значение и послужила основой индустриализации страны, послевоенного восстановления и завершения планового развития народного хозяйства. Электрификация выявила необходимость выделения промышленной энергетики (1944), привела (в 50-е годы в промышленности, в 60-е – в быту) к появлению электрического хозяйства потребителя электрической энергии – к формированию электрики как науки и области хозяйственной деятельности. Для исследования этого нового самодостаточного объекта и управления им оказалось недостаточным опираться только на математический аппарат классических представлений теоретических основ электротехники и вероятно-статистических, используемых электроэнергетикой. Поэтому для электрики потребовалась адаптация математического аппарата бесконечно делимых распределений, у которых теоретически отсутствует математическое ожидание, а дисперсия бесконечна, и которые представимы для практических целей гиперболическим Н-распределением.

Электрификация страны в целом не состоялась: концепция всеобъемлющего и полного планового монополизма, опирающаяся на гигантоманию, сокращение разнообразия, возможность запланировать и рассчитать всё, уже к 60-70-м годам устарела и требовала новых базовых оснований, в том числе и для развития электротехники, электроэнергетики, электрики; в 80-е – стала тормозом, порождающим концептуальные ошибки; в 90-е – привела к кризису, выход из которого видят в реструктуризации электроэнергетики, основанной на рыночных отношениях. Однако процесс реструктуризации, действия властей всех уровней по энергообеспечению должны учитывать количественные Н-ограни­чения ценологических представлений как неизбежную составляющую перехода России к постиндустриальному обществу в условиях глобализации экономики.

Энергетическая безопасность России не может быть обеспечена без решения проблем потребителя в части его юридического статуса по отношению к субъекту электроэнергетики (система договоров); выдачи технических условий на технологическое присоединение; приемлемой системы тарифов, включая инвестиционную составляющую; процедуры заявок на мощность и энергию, ответственности за надёжное электроснабжение. Это и другое следует внятно законодательно закрепить в Федеральном Законе «О потребителе электрической энергии», где в основу принимаемых решений должно быть положено шесть уровней системы электроснабжения, классифицирующих потребителей по существенным параметрам электроснабжения.

Закон «Об энергосбережении» должен учитывать, что разброс удельных и общих энергозатрат может быть сколь угодно велик, и поэтому должен основываться на ценологической концепции энергосбережения, в которой следует предусмотреть директивный отказ от методологии «рассчитать всё» и осуществить рыночный переход к ценологической оценке энергоэффективности административно-хозяйственных и территориальных единиц в целом (цех, производство, завод, отрасль; квартира, офис, бюджетная организация; село, город, регион, страна).

Существует устойчивая мировая тенденция, расширяющая использование вторичных и возобновляемых источников энергии, ориентирующаяся на всемерную электрификацию. Для России снижение стоимости вторичных и возобновляемых источников энергии, экологические требования и рост цен на органическое топливо с неизбежностью требуют разработки для каждого региона государственной программы электрификации, опирающейся на ценологическое сочетание крупных генерирующих мощностей (сетей ФЭК) в увязке с малой энергетикой, организуемой на местных органических ресурсах и возобновляемых источниках энергии. Безотлагательно необходим закон «О малой энергетике и возобновляемых источниках энергии», защищающий потребителя и дающий возможность заявительного подключения мощностей вторичных возобновляемых источников до 10-100 кВт с обязательным приёмом энергосистемой излишков электроэнергии и с обязательной её оплатой.