Выводы

 

Государственный план рыночной электрификации (ГОРЭЛ) должен включать регулируемую государством в своей основе рыночную реструктуризацию электроэнергетики и программу обеспечения электроэнергией всей территории (всего отдалённого жилья и производства), и концептуально опираться на ценологические критерии строительства, поддержания, вывода генерирующих мощностей и сетей по России в целом и по отдельным регионам, ориентируясь на их энергетическую самодостаточность.

1. Осуществлять строительство не по единому государственному плану, но на основе единства федеральных законов, каждый из которых должен проверяться законом информационного отбора в части соблюдения прав потребителей. Нужен специальный закон о потребителе, который единое сейчас понятие «потребитель» разложит применительно к уровню системы электроснабжения, являющуюся границей раздела «потребитель–энергоснабжающая организация». Закон должен быть прямого действия и защищать интересы потребителя.

2. Не индустриализация, опирающаяся на опережающее развитие тяжелой промышленности, но постиндустриализация, регулирующая монопольное укрупнение гигантов производства, стимулирующая малый бизнес, сферу услуг и энергосбережение и предполагающая прозрачность ранжирования мощностей, удельных расходов электроэнергии по регионам, отраслям экономики, стране в целом.

3. Не концентрация производства и осуществление сооружений комбинатов на базе энергетических центров, но выстраивание ценологического соотношения «крупное–мелкое» в производстве, услугах, в сооружении генерирующих мощностей потребителей. По существу, речь идёт об отрицании концепции единой (объединённой) энергосистемы страны и переходе к концепции обеспечения энергетической самостоятельности регионов, стимулирующего развитие энергоснабжающих организаций на основе распределённых сетей потребителей.

4. Не географическое перемещение промышленности, основанное на строительстве градообразующих гигантов, породивших экологические и социальные проблемы, но восстановление по всей стране кулачества («крепких хозяйственников», фермерства) как класса, замена концепции интенсификации электросетевого строительства концепцией децентрализованного энергоснабжения промышленности, ЖКХ, необжитых и малообжитых территорий. Необходимы заявительный способ подключения возобновляемых источников и лизинговое обеспечение удалённых поселений и поселений на малообжитых территориях.

5. Не электрификация, которая развивается опережающе при концентрации мощностей и централизации электроснабжения, но электрообеспечение в темпах, меньших роста ВВП, при стратегии инвестиций и перевооружении генерирующих мощностей по Н-критериям; децентрализации по уровням системы электроснабжения потребителей и автономности части электропотребления при чрезвычайных ситуациях.