// Электрика. – 2006. – № 12.– С.3-7.

 

От редакции. Публикуя статью наших белорусских авторов, обращаем внимание читателей, что в России правовой статус электроэнергии так же противоречив и законодательно не урегулирован. Фактически статьи Гражданских кодексов и других правовых документов Республики Беларусь и Российской Федерации близки, за исключением некоторых нюансов (ссылки на соответствующие статьи российского законодательства даны в примечаниях редакции в сносках).

 

О правовом статусе электроэнергии в Республике Беларусь

А.Л. Гуртовцев, И.Е. Толок

РУП "БелТЭИ"

 

Электроэнергетика, по всеобщему признанию, является базовой отраслью народного хозяйства страны, но та продукция, которая ею производится – электрическая энергия – до сих пор, как ни странно, не имеет официального определения и единого правового статуса в законодательстве государства (то же относится и к тепловой энергии). Концерн "Белэнерго" в собственных отраслевых документах и отчётах именует её товарной продукцией, но ни в одном зарегистрированном в Министерстве юстиции правовом акте вы не найдёте определения такого термина. Является ли эта продукция товаром? Вроде бы, исходя из прилагательного "товарная", является. Но как только прямо скажешь: "электроэнергия - это товар", все дружно протестуют - нет такого единого для всех отраслей и ведомств определения правового статуса электроэнергии в законодательстве Республики Беларусь.

Ещё интереснее положение с электроэнергией в жилищно-коммунальном хозяйстве – там населению предоставляют только коммунальные услуги, независимо от того, вывоз ли это мусора, доступ ли к каналам кабельного телевидения или энергоснабжение. Ни о какой товарной продукции или товаре нет и речи, а поставка электроэнергии выступает исключительно в качестве услуги (деятельности с нематериальным выражением её результата) гражданам, или плательщикам, со стороны коммунальных служб или энергоснабжающих организаций.

Правовая размытость, неопределённость статуса электроэнергии выгодны многим сторонам, в том числе энергосистеме и потребителям. Первая, продавая свой продукт и не отвечая за него как за товар (пусть и товар особого рода), уклоняется от общеустановленных требований по сертификации товара и обеспечения его качества (а также несения последующей правовой ответственности за сбыт этого товара). Вторые, потребляя электроэнергию (подчас безучётно, без полной или своевременной оплаты за её количество), оберегают себя от жёстких правоохранительных мер, которые могли бы последовать со стороны закона в том случае, если бы электроэнергия была признана товаром, аналогичным любому другому товару или вещи, имеющей собственника.

Пока же в бытовом сознании общества электроэнергия считается общественным продуктом первой необходимости, без которого невозможна жизнь, и который должен быть доступен в любом количестве (как воздух и вода) каждому, независимо от его способности и возможности оплатить это количество. Такое сознание ныне присуще как многим рядовым гражданам, так и чиновникам, включая высших управленцев. Ведь откуда берутся бесчисленные преференции (тарифные скидки, льготы) по энергоснабжению для отдельных потребителей или их групп, подрывающие, по существу, экономику электроэнергетики и страны? Это чиновники, пользуясь властью и собственным представлением о ценностях, назначают тем или иным потребителям тарифные скидки и льготные условия энергоснабжения. Раз электроэнергия не товар, имеющий реальную цену купли–продажи (в которую заложены прибыль и издержки поставщика), а некая неопределённая товарная продукция, то почему бы чиновнику не распорядиться ею по собственному усмотрению и, конечно же, как всегда ради "общего блага"?

Неопределённость правового статуса электроэнергии (и других видов энергии) влияет на эффективность организации её технологического и коммерческого оборота в энергосистеме и у потребителей. Сдерживается внедрение прогрессивных многоставочных зонных тарифов, стимулирующих режимное взаимодействие энергосистемы с потребителями, обеспечивающих экономию пиковых генерирующих мощностей и энергосбережение в государстве в целом. Логика здесь проста: если электроэнергия не товар, подчиняющийся законам стоимости и рынка, то для конкретных лиц и организаций исчезают экономические стимулы её рационального использования и экономии (сохраняется только административное принуждение, которое, как известно, малоэффективно в длительной перспективе). В проигрыше от этого остаётся всё общество. Если мы с самого начала не определились с тем, чтó есть электроэнергия, трудно экономически обосновать и оптимизировать все дальнейшие процессы её производства и сбыта.

Проведём исследование норм законодательных актов, действующих в Республике, на предмет правового статуса электроэнергии (и других видов энергии), предварительно вспомнив о её физической сущности.

О физической сущности электроэнергии. Определениям и терминам электротехники и электроэнергетики посвящён ряд стандартов (ГОСТ 19431–84 "Энергетика и электрификация", ГОСТ 19880–74 "Электротехника. Основные понятия", ГОСТ 21027–75 "Системы энергетические", ГОСТ 13109–97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" и др.). Но, как ни странно, ни в одном из этих документов нет определения электроэнергии - не повезло ей и здесь, даже в отношении своего физического статуса. Видимо, авторы указанных документов считали это понятие таким же первичным и саморазумеющимся, как понятие элементарного электрического заряда (электрона).

Ближе всего к пониманию сущности электроэнергии через наводящие родственные понятия подводил ГОСТ 19880–74. Он, в частности, определяет электромагнитное поле[1] как "вид материи, определяющийся во всех точках двумя векторными величинами, которые характеризуют две его стороны, называемые соответственно "электрическое поле" и "магнитное поле", и оказывающий силовое воздействие на заряженные частицы, зависящее от их скорости и величины их заряда"; электромагнитную энергию как "энергию электромагнитного поля, слагающуюся из энергий электрического и магнитного полей"; электрический ток как "явление направленного движения носителей зарядов и/или явление изменения электрического поля во времени, сопровождаемые магнитным полем".

На наш взгляд, электроэнергию можно определить, с учётом вышеприведённого, как материальный энергоресурс, производимый в энергоисточнике путём преобразований первичных природных энергоресурсов того или иного рода в упорядоченное движение электрических зарядов и электромагнитных полей – электрический ток. Электроэнергия в связанной системе "энергосистема-потребители" характеризуется одновременностью процессов своего производства, передачи, распределения, сбыта и потребления в едином, неразрывном во времени технологическом процессе режимного взаимодействия этих двух сторон (энергосистемы и потребителей).

Таким образом, электроэнергия является, во-первых, материальным образованием (веществом и/или полем), во-вторых, производной первичных энергоресурсов, в-третьих, разновидностью вторичных энергоресурсов, в-четвёртых, она распространяется в виде электрического тока от производителя к потребителю и, в-пятых, процессы её производства и потребления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как материальное образование электроэнергия характеризуется своими количественными и качественными параметрами (см., например, ГОСТ 13109–97).

Анализ законодательных актов Республики Беларусь в отношении энергии (электроэнергии). В Гражданском кодексе (ГК РБ) видовое понятие электроэнергии отсутствует – оно включено в родовое понятием энергия. Правовой статус энергии в ГК РБ связан с понятиями: энергоснабжение, договор энергоснабжения, количество энергии, качество энергии и оплата энергии. Перечисленные понятия рассмотрены в гл. 6 "Купля–продажа"[2] раздела IV "Отдельные виды обязательств" (§ 1 "Общие положения о купле–продаже" и § 6 "Энергоснабжение").

Например, в п. 5 ст. 424 "Договор купли–продажи" определено: отдельным видам договора куплипродажи (розничная купляпродажа, поставка товаров, … энергоснабжение…) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и иными актами законодательства об этих видах договоров". В п. 1 ст. 510 "Договор энергоснабжения" отмечено: "По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию". Таким образом, договор энергоснабжения рассматривается в кодексе как отдельный вид договора купли–продажи[3].

В п.1 ст.512 ГК РБ "Количество энергии" отмечено: "Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении"; в п. 1 ст. 513 "Качество энергии" разъяснено: "Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными актами…"; в п. 1 ст. 515 "Оплата энергии" установлено: "Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии…". Таким образом, упомянутые статьи[4] подтверждают, что энергия является материальным объектом со своими показателями качества и количества, которые подлежат учёту для оплаты потребителем.

Уясним родовые понятия предмета договора купли–продажи. В п. 1 ст. 424 сказано: "По договору купли продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность ... другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определённую денежную сумму (цену)". В подразделе 3 ГК РБ "Объекты гражданских прав" (гл. 6 "Общие положения") в ст. 128 "Виды объектов гражданских прав"[5] разъясняется: "К объектам гражданских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги...". В ст. 130 "Недвижимые и движимые вещи" определено понятие "движимое имущество". В ст. 136 "Плоды, продукция и доходы" уточняется, что к имуществу относится и продукция: "поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу...".

Из рассмотренных статей ГК РБ следует, что энергия может быть определена, без противоречия нормам какой-либо статьи, как движимое имущество (вещь, товар, продукция). В п. 1 ст. 425 "Условие договора о товаре"[6] отмечается, что "товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи...". Следовательно, заканчивая исследование норм ГК РБ, можно дать определение:

Энергия (электроэнергия) является движимым имуществом - вещью, товаром, продукцией (далее - товаром).

Использование (в контексте) видового понятия товар вместо родового понятия имущество полностью соответствует нормам ГК РБ, хотя в самóм кодексе в указанной формулировке оно отсутствует.

Незначительное дополнение к данному определению может дать закон РБ "Об энергосбережении", в ст. 1 которого сказано: "... любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в Республике, является товарной продукцией". Таким образом, предложенное нами определение можно расширить: "Энергия является движимым имуществом (вещью, товаром, продукцией, товарной продукцией) (далее – товаром)".

В Таможенном кодексе РБ (ст. 18) и в Законе РБ (ст. 5) "О таможенном тарифе" определено: "товары - любое движимое имущество, в том числе... электрическая, тепловая, иные виды энергии". Только эти два документа дают прямое определение энергии (электрической, тепловой) как движимого имущества и как товара, подтверждая правильность нашего определения правого статуса энергии.

В Законе РБ "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (ст.1) поясняется: "товар - все виды объектов гражданских прав, могущие быть предметами сделок купли-продажи, ... а также не запрещённые законодательством работы и услуги..."[7]. Данное определение подтверждает, что товаром является предмет купли-продажи и что товаром могут быть не только вещи, но работы и услуги.

В Законе РБ "О торговле" (ст. 2) отмечено: "товар - вещи (... продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенные для продажи". Это определение нам уже ничего нового не даёт, но также подтверждает ранее сделанные выводы. То же можно сказать о Налоговом кодексе РБ, где в п. 1 ст. 29 сказано: "Товаром признаётся имущество ... реализуемое либо предназначенное для реализации...".

Особняком стоит Жилищный кодекс РБ, в ст. 28 которого определено: "Плата за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализацию, газ, электрическую и тепловую энергию...) взимается согласно тарифам...". Таким образом, энергия трактуется здесь как коммунальная услуга. Выше уже отмечалось, что услуга является товаром. Но в Налоговом кодексе (ст. 30) утверждается: "Услугой признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности". Такое определение услуги входит в противоречие с трактовкой энергии как имущества (вещи, продукции), обладающего количественно-качественными характеристиками, согласно ст. 512 и ст. 513 ГК РБ[8].

Итак, для снятия противоречия между нормами Жилищного кодекса и других законодательных актов РБ правовой статус энергии следует в окончательном виде сформулировать таким образом:

Энергия (электроэнергия) - движимое имущество (вещь, товар, продукция, товарная продукция), (далее - товар). Поставка энергии (электроэнергии) как товара может осуществляться в виде возмездной услуги.

Полагаем, что услуга всегда имеет материальное выражение, будь это устное слово, бумажный или электронный документ, определённая деятельность, т.е. результат услуги опосредованно овеществлён. В этом контексте, который согласуется с нормами ГК РБ о возмездном оказании услуг, следует отметить узость трактовки понятия услуги в Налоговом кодексе. Ведь даже потребляя коммунальные услуги, мы получаем воду, газ, электрическую и тепловую энергию - вполне материальные вещи.

Запрос в Министерство юстиции РБ. Чтобы окончательно прояснить и, быть может, даже разрешить проблему, нами был сделан запрос в Министерство юстиции с изложением вышеприведённой аргументации и просьбой дать на основании действующего законодательства РБ официальное разъяснение по правовому статусу энергии (электроэнергии, тепловой энергии). Была предложена и вышеприведённая формулировка.

Однако ответ оказался чисто бюрократическим: в нём указывалось, что "дача официальных разъяснений действующего законодательства Республики Беларусь, его толкование и юридическая оценка по вопросам правоприменения не входят в компетенцию Министерства юстиции Республики Беларусь".

Итак, Министерство юстиции не захотело взять на себя ответственность за толкование тех нормативных правовых актов, которые когда-то само согласовывало и регистрировало. Чиновники поняли, что их разъяснения могут потянуть за собой большой "хвост" других проблем. Лучше оставаться от них в стороне - так спокойнее.

Можно, конечно, не видеть проблем, можно закрывать на них глаза, считая, что их вообще нет. Но когда уходишь от проблем, они обычно сами приходят к тебе, только уже в других масштабах, и с ними уже труднее справиться. Один философ мудро заметил: "Решай проблему, пока её нет". Удастся ли нам когда-нибудь воплотить этот принцип в жизнь?



[1] Здесь и далее (в цитатах и в тексте) выделение ключевых слов сделано авторами.

[2] В ГК РФ: Глава 30. "Купля–продажа" (здесь и далее ссылки на законодательство РФ внесены редакцией журнала "Электрика").

[3] Эти статьи ГК РБ аналогичны ст. 454 и ст. 539 ГК РФ.

[4] Статьи 541, 542 и 544 ГК РФ соответственно.

[5] Аналогичные статьи ГК РФ имеют такие же номера.

[6] Ст. 455 ГК РФ.

[7] В Федеральном законе РФ "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. сформулировано: "товар – объект граж-данских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

[8] В "Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утверждённых постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 эта дилемма решена следующим образом: "Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключённых в соответствии с жилищным законодательством РФ. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации)…" (п. 88).

                И далее: "Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии)… приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений … коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых сетях…" (п. 89).