//Электрика. – 2010. – № 4.– С. 13–15.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

В. С. Дворкин, гл. энергетик ОАО "ТМК", dvorkinvs@tmk-group.com

Романов Г.А.*, исполнительный директор ООО "Интехэнерго-аудит"

 

Вопросы энергосбережения имеют чрезвычайную актуальность в условиях как экономического роста (ввиду постоянного роста тарифов на энергоресурсы), так и экономического спада (вследствие необходимости сокращения эксплуатационных издержек). В настоящее время повышение энергоэффективности в сфере и производства, и потребления приобретает особую значимость. В изменяющихся условиях функционирования мировой экономики, замедления темпов роста, падающего спроса российские компании вынуждены снижать издержки хозяйственной деятельности.

Одним из главных механизмов повышения энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) является совершенствование нормативно-правовой базы энергосбережения. В связи с вступлением в действие с 01 января 2010 г. нового Федерального закона "О повышении энергоэффективности и энергосбережении", имеющего более 40 подзаконных актов, существенно изменяются основные положения энергосберегающей политики РФ.

Получили существенное развитие и конкретизированы следующие основные разделы Закона (по сравнению с действовавшими ранее):

              меры государственного регулирования в области энергосбережения;

              полномочия органов государственной власти;

              требования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;

              требования к организации учёта энергетических ресурсов и к применению приборов учёта при осуществлении расчётов за энергетические ресурсы;

              проведение обязательных энергетических обследований;

              создание и ведение государственного энергетического реестра предприятий и организаций;

              создание (до 01.01.2011 г.) и функционирование саморегулируемых организаций по допуску энергоаудиторских компаний к проведению обследований;

              механизмы государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

              государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и ответственность за его нарушение;

              ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Обязательным энергетическим обследованиям теперь подлежат все организации (формы собственности не указаны), совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн рублей за календарный год. Эти организации обязаны провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 г., а затем проводить их каждые пять лет.

Достижение реального улучшения энергетической и экологической эффективности предприятий должно основываться не только на технических решениях, связанных с внедрением энергосберегающих технологий, но и на более совершенном управлении энергопотреблением.

Исторически российские предприятия уделяют больше внимания удовлетворению потребностей производственного процесса в энергии, не придавая особого значения эффективности её использования. В структуре крупного предприятия руководство эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом энергетического оборудования осуществляют энергослужба или отдел главного энергетика (ОГЭ).

Вне зависимости от формы собственности и подчинённости предприятия ОГЭ обеспечивает и несёт ответственность, прежде всего, за бесперебойное энергоснабжение всех подразделений предприятия энергоносителями, а не за оптимальные режимы работы производственно-технического оборудования при минимальных расходах всех видов ТЭР. Признание важности энергии как одного из видов ресурсов, которые требуют такого же менеджмента как любой другой дорогостоящий ресурс (классифицируемые отнюдь не только как накладные расходы), является главным первым шагом к улучшению энергетической эффективности и снижению затрат предприятия.

Энергетический менеджмент является финансовым инструментом, который может обеспечить экономию средств за счёт проведения грамотной политики закупки и использования энергетических ресурсов. Необходимым условием успешной реализации энергетической политики на уровне предприятия является присвоение проектам повышения энергетической эффективности равного статуса с проектами модернизации производственной технологии.

Для эффективного управления потреблением энергетических ресурсов необходима система энергетического менеджмента. Для внедрения и успешного использования такой системы требуется проведение подготовительной работы.

Процесс организации системы энергоменеджмента на предприятии включает анализ и выработку мер по следующим основным направлениям:

текущему состоянию энергоменеджмента;

формированию и утверждению энергетической политики;

организации структуры энергоменеджмента;

подготовке кадров;

проведению энергоаудита с оценкой фактической энергоэффективности предприятия и разработкой рекомендаций по снижению энергетических и финансовых затрат;

разработке и реализации комплексной программы по энергосбережению и рациональному использованию ТЭР (включая системы стимулирования);

организации финансирования инвестиционных энергосберегающих проектов;

организации постоянного контроля за энергопотреблением и эффективностью использования ТЭР, энергетическому мониторингу.

Наиболее важным этапом в организации системы энергоменеджмента, помимо кадрового обеспечения, является формирование энергетической политики предприятия. Энергетическая политика – это не разовый директивный документ, а система постоянного мониторинга энергетической ситуации, прогноза возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное – формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов, обеспечивающих надёжное энергоснабжение и рациональное использование ТЭР.

Несмотря на актуальность, системы энергоменеджмента на российских предприятиях, к сожалению, не получили до сих пор должного развития.

В 2008 г. международная организация по стандартизации (ИСО) объединяющая 157 стран-членов, начала разработку нового международного стандарта ISO 50001 (Система энергоменеджмента – Требования и руководство по эксплуатации). С этой целью был создан новый международный технический комитет ИСО/ТК 242 "Энергоменеджмент". Комитет намерен подготовить стандарт ISO 50001 к публикации и ввести в действие уже в 2011 г.

Цель разрабатываемого стандарта заключается в предоставлении предприятиям структурированного и всеобъемлющего руководства по оптимизации процесса потребления энергетических ресурсов и системному управлению данным процессом.

Прообразом стандарта ISO 50001 стали американский стандарт ANSI/MSE 2000:2005, корейский стандарт KS A 4000:2007 и стандарты ряда европейских стран в области энергоменеджмента. В Европе с февраля 2008 г. обсуждается проект европейского стандарта EN 16001, имеющего аналогичное название. В настоящее время этот проект находится в финальной стадии (распространён для голосования с целью придания ему статуса европейского стандарта). Ранее его издание предполагалось осуществить до конца 2009 г. Этот международный стандарт, основываясь на принципе "План–Выполнение–Проверка–Действие (Закон)", позволяет постоянно совершенствовать и внедрять основы энергетического менеджмента в повседневную практику организации. Суть этого подхода приведена на рисунке.

 

Модель Системы энергоменеджмента

 

Первое пленарное заседание ТК 242 состоялось 8–10 сентября 2008 г. в Вашингтоне (США), второе – 9–12 марта 2009 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия), третье – 16–19 ноября 2009 г. в Лондоне (Великобритания). После принятия решения о присвоении проекту статуса "проекта международного стандарта (DIS)" документу предстоит пройти две стадии: утверждение и публикацию.

К сожалению, при создании Технического комитета ИСО/ТК 242 "Энергоменеджмент" Россия не вошла в его состав ни в качестве страны-участницы (всего их 33), ни в качестве страны-наблюдателя (их всего 6, в том числе Казахстан). Однако в соответствии с решением Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) от 28.11.2008 г. при Комитете по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия с участием Комитета по энергетической политике РСПП была сформирована Рабочая группа (РГ) по участию в подготовке международного стандарта ИСО 50001.

На первом заседании, прошедшем 9 апреля 2009 г., участниками были обсуждены вопросы формирования руководящего органа, организации взаимодействия РГ с профильными комитетами РСПП и федеральными органами исполнительной власти, а также обеспечения участия представителей РФ в работе международного ТК 242 по разработке стандарта.

Сегодня в состав Рабочей группы входит 41 представитель от крупных компаний, предприятий и организаций, изъявивших желание участвовать в подготовке и обсуждении проекта стандарта, решены организационные вопросы по регистрации РГ в соответствующих национальных и международных структурах. Руководителем РГ получен официальный статус члена международного комитета ИСО/ТК 242 от России и соответствующего национального комитета.

Проведено два заседания Рабочей группы. Переведены на русский язык и распространены среди членов РГ две версии рабочих проектов стандарта ISO 50001. По результатам обсуждений составлены замечания и дополнения к последней версии документа со статусом "проект комитета (CD)". В ходе проведённого среди членов ТК 242 международного голосования в сентябре 2009 г. РГ проголосовала за распространение документа в качестве "проекта международного стандарта" с комментариями. Комментарии, включающие замечания и дополнения по тексту рассматриваемого документа, были направлены в международный комитет ИСО/ТК 242 и включены в общий перечень, составленный представителями других стран.

Несомненно, процесс разработки и принятия международного стандарта должен дать дополнительный импульс в организации систем энергоменеджмента на отечественных предприятиях.



* Романов Г.А. является руководителем Рабочей группы при Комитете РСПП по разработке международного стандарта по энергоменеджменту (ИСО 50001), членом международного комитета ИСО/TК 242.