А.И. Половинкин
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННУЮ ТЕХНИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
Весь XX век ученые и политики хвалились безудержным ускорением научно-технического прогресса. Главную характеристику этого явления можно выразить показателем благотворности, который равен отношению суммы пользы добра, приносимого людям научно-техническим прогрессом, к сумме вреда и зла. Этот показатель стал меньше единицы и продолжает уменьшаться. То есть в целом техносфера приносит больше вреда, чем пользы. Поэтому образно можно сказать, что имеет место возрастающая техногенная антропофагия пожирание научно-техническим прогрессом тела, души и духа человека. Особенно это касается духовно-нравственного растления с помощью современных информационных технологий. Техногенная антропофагия прекрасно изображена в книге Юрия Чиркова «Дарвин в мире машин», изданной в l4м выпуске «Ценологичеких исследований» (М., 1999).
Многие сегодня подошли к фундаментальному вопросу: как спастись сегодня от техногенной антропофагии? Спасительный путь, по нашему мнению, состоит и разработке и освоении направления проектирования и создания благотворных систем. Вся вторая природа, созданная человеком, состоит из большого числа взаимосвязанных искусственных систем: технических, технологических, транспортных, правовых, финансовых, учебных, лечебных и т.д. Благотворная система это наиболее полезная и безвредная система, имеющая показатель благотворности значительно больше единицы.
Вашим сообществом учёных разрабатывается направление по технике, технической реальности, технознанию, законам строения и развития техники. Я и сам увлечённо занимался этим направлением с 1975 до 1990 годов, издал две книги и собрал большой архив. Занимаясь с 1988 года познанием духовного мира, пришёл к выводу, что эта область исследований без учёта взаимодействия человека и техники с духовным миром не отражает полной истины. Поэтому в результате таких исследований неизбежны ошибки, и эти ошибку могут иметь опасные заблуждения, способствующие возрастанию техногенной антропофагии.
Вполне возможно, боюсь, что и мои книги по законам техники содержат такие ошибки. Требуется глубокий научно-богословский анализ для выявления таких ошибок. Но сегодня моё сердце печётся о других, более актуальных задачах.
Технетика очень важное направление, которое можно назвать естествознанием второй природы. Его следует развивать на основе полной Евангельской истины. А для этого учёный должен иметь, во-первых, горячую веру в Бога, ХристаСпасителя, во-вторых, знать Священное писание и труды святых отцов. Это для многих трудное и, может быть, огорчительное условие, но это – неизбежная необходимость.
Мы должны, наконец, остановить опасную секуляризацию науки и техники и вернуться к парадигме учёных прошлых веков (до XIX века), когда главная цель занятий наукой состояла в познании Бога через познание сотворенной Им природы. Это не были честолюбивые стремления стать авторами новых открытий в науке. Природа была Божией книгой, изучая которую учёные познавали премудрость Творца и восхищались ею, и благодарили Господа.
Следует заметить, что при изучении богоданной природы учёные могли быть и неверующими. Это затрудняло их работу, но они при этом были защищены от ошибочных результатов, поскольку стремились как можно точнее познать и описать данную Богом неизменную реальность, которая одновременно являлась эталоном истинности.
Учёные, изучающие созданную человеком вторую природу, должны понимать, что техническая реальность содержит много ошибок. В ней часть искусственных систем и элементов является благотворной и поэтому согласуется с волей Божией, а часть неблаготворна и противна Божией воле. Поэтому вторая природа не может служить эталоном истинности.
Отсюда следуют первоочередные и главные задачи учёных, изучающих вторую природу:
1) Создание подходов и способов анализа искусственных систем с целью определения их соответствия с Божией волей, через показатель благотворности.
2) Создание подходов и способов синтеза богоугодных (благотворных) систем, которые гармонично согласуются с первой природой.
3) Для обеспечения успешной работы в этих направлениях возникает ещё одна важнейшая задача – оказание помощи учёным в обретении веры в Бога и освоении православного образа жизни.
Последние десять лет занимаюсь этими тремя задачами и получил некоторые результаты, опубликованные в статьях и книге «Пробуждение России: преодоление барьера неверия и маловерия».
В заключение выскажу предложение, связанное с развитием исследований по указанным трём задачам совместными усилиями. Мы могли бы па следующих Девятых международных Рождественских образовательных чтениях в январе 2001 года вместе организовать отдельную секцию или конференцию с названием «Православие и современная техническая реальность».