//Общая и прикладная ценология. – 2007. – № 5.– С. 44-46.

 

 

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО КРИТЕРИЯМ Н-РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

О.Е. Лагуткин

Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева

 

В статье рассмотрены вопросы долговременного существования техноценоза с выделением характерных пяти этапов. Предложены критериальные значения рангового коэффициента, соответствующие степени развития техноценоза.

 

Development of a technocenosis  by criteria of Н-distribution

 

In article questions of long-term existence technocenosis with allocation of characteristic five stages are considered. Are offered the values of characteristic factor corresponding to a degree of development technocenosis.

 

Эволюцию ценоза во времени возможно свести к исследованию видового разнообразия популяций, его образующих (для предприятия это может быть оборудование, и тогда применим техноценологический подход). Но если говорить о "поведении" предприятия за 50 лет, то неизбежна оценка происходящего, учитывающая социальный аспект. Тогда можно говорить об исследовании бизнесценоценоза[1] и исследовать изменение во времени определяющего параметра. Покажем такую возможность на примере АК "Азот", особенностью химического производства которого является большой перечень наименований видов выпускаемых изделий (около 100). В состав предприятия входит порядка 200 подразделений. При ценологическом рассмотрении продукцию и подразделения ранжируют по экономическим, технологическим, штатным, энергетическим показателям. Свяжем рассмотрение развития АК "Азот" за 50 лет с изменением электропотребления, отметив, что часть подразделений не связана напрямую с выпуском продукции (ремонтно-механическое производство, электроцех, вспомогательные цехи). Однако они оказывают влияние на работу предприятия в целом, а вместе с субабонентами вносят заметный вклад в суммарное годовое электропотребление комбината. Ранжирование по видам продукции или по экономическим и технологическим показателям не меняет выводов, сделанных на основе абсолютных расходов электроэнергии.

Выделим для дальнейшего исследования именно параметр, характеризующий крупность электрического хозяйства любого предприятия – годовое электропотребление, и параметр, характеризующий структуру ценоза – ранговый коэффициент β (под структурой мы понимаем ранговый по параметру Н-анализ генеральной совокупности объектов, составляющих ценоз – полный перечень цехов, полную номенклатуру выпускаемой продукции и др.). Будем анализировать период 1949–2002 гг., руководствуясь выражением

,

где W1 – значение первого ранга; r – ранг, β – характеристический показатель, и рис. 1. С технологической точки зрения характеризовать развитие комбината можно пятью этапами.

1.                     Создание комбината, строительство, длившиеся примерно до конца 50-х годов. В это время практически не изменяется номенклатура продукции, намеченная первым проектным заданием, начат выпуск тех видов продукции, которые можно назвать заводообразующими, т. е. производившихся в течение всего времени существования предприятия (серная кислота, выпускавшаяся до 1970 г. на первой очереди, с 1970 по 1974 гг. – на двух очередях, с 1974 г. – на второй очереди; слабая азотная кислота, выпускавшаяся до 1968 г. на первой очереди, с 1953 г. запущена вторая очередь, с 1961 г. – третья, с 1970 г. – четвёртая, с 1973 г. – пятая). На момент пуска комбината насчитывалось шесть видов продукции, к завершению этапа стало около 20 наименований продукции.

2.                     Интенсивное развитие, заключающееся в увеличении вала и расширении выпуска вторичных продуктов. Рост объёмов продукции определил резкое увеличение годового электропотребления. Появление новых производств в составе комбината, развитие уже построенных, пуск дополнительных очередей требовали всё бóльших электрических мощностей. Количество видов выпускаемой продукции изменяется с десятков до сотен наименований. Проведённый попарный корреляционный анализ матрицы всей продукции подтвердил ценологическое свойство созданной системы (комбината в целом): менее 10 % выпускаемого связано значимым коэффициентом корреляции, т. е. налицо оказались слабые связи и зависимости.

3.                     Стабильная работа, характеризующаяся жёстким государственным планом и малым изменением видов выпускаемого (этап длился до конца 80-х годов). Естественно, что электропотребление практически не изменялось (провал на рис. 1 объясняется крупной аварией на одном из производств). Номенклатура выпускаемой продукции весь этап оставалась стабильной.

4.                     Развал государственного планирования с конца 90-х годов, резкое, почти в 3 раза, уменьшение потребления электроэнергии. Переход к рынку вызвал уменьшение объёмов выпускаемой продукции и закрытие части очередей производств, выпускавших одноименную продукцию. Обратим внимание на проявленные следствия ценологической теории. Громадные планируемые объёмы однородной продукции стали в условиях рынка не нужны. Рынок требует разнообразия, диктуемого Н-распределением, именно поэтому количество видов выпускаемой продукции уменьшилось незначительно. Продукция, ранее выпускавшаяся по государственному плану, например, удобрения, менее востребована, сильно стала сказываться конъюнктура рынка. Гигантское предприятие оказалось трудно перепрофилировать (это также одно из ценологических свойств).

Отметим, что электропотребление является более инерционной величиной, чем объёмы выпуска продукции (уменьшение выпускаемой продукции на 15–20 % приводит к уменьшению электропотребления на 5–10 %).

5.                     Восстановление, начавшееся, как и во всей промышленности, после дефолта 1998 года. Выпуск продукции производился, в основном, по тем же наименованиям, что и на предыдущем этапе, но в большем объёме. Имеют место внедрение новых технологий, освоение новых перспективных видов.

Экспертное деление этапов может быть подкреплено ценологическим анализом, опирающимся на изменение показателя β по (1). Брали все виды выпускаемой (согласно официальной отчётности) продукции за год, рассчитывали электроёмкость каждого вида. По её величине производили ранжирование. Таким образом исследование долговременных временных рядов рангового коэффициента проводили на основе статистических данных по электропотреблению и объёмам выпускаемой продукции АК "Азот". За параметр, связывающий электропотребление и выпуск продукции, принята электроёмкость:

,

где WГ – годовое электропотребление предприятия в целом; Vi – объём выпуска i-го вида продукции.

Полученные значения электроёмкостей ранжировали по годам предыстории и вычисляли ранговый коэффициент. Временной ряд рангового коэффициента представлен на рис. 2. Статистически очевидно, что социально-технологическое поведение комбината оказалось связанным с величиной β. Сопоставим диапазон изменения рангового коэффициента с этапами развития предприятия (см. рис. 1), опираясь на по-годовой выпуск продукции, классифицируемой по видам.

На этапах строительства, развития и стабильной работы величина рангового коэффициента изменяется предсказуемо: 1,5<β<1,75 соответствует этапу строительства; 1,5<β<2,75 – этапу развития; 1,5<β<3,05 – стабильной работе. На этапах развала и восстановления поведение во времени величины рангового коэффициента не соответствует временному ряду электропотребления. Если годовое электропотребление падает на этапе развала и увеличивается на этапе восстановления, то ранговый коэффициент не уменьшается. Несколько изменился лишь диапазон, в котором он находится (2,6<β<3,10). Это говорит о том, что временной ряд рангового коэффициента носит более стабильный характер, чем электропотребление.

Вывод

Предлагается оценивать "жизненный путь" предприятия как социо-производственного образования на протяжении 50 лет, опираясь на Н-распределение по параметру, в качестве которого принимается электроёмкость выпускаемой продукции.

Литература

1.                     Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. ГОСТ Р 51379–99.

2.                     Кудрин Б. И., Жилин Б. В., Лагуткин О. Е., Ошурков М. Г. Ценологическое определение параметров электропотребления многоменклатурных производств. Тула: Приок. кн. изд-во, 1994. 122 с.

3.                     Лагуткин О. Е., Ошурков М. Г. Ранговый анализ электропотребления отраслей и подотраслей России // Промышленная энергетика. 1995. № 9. С. 25–28.

4.                     Кудрин Б. И., Лагуткин О. Е. Прогнозирование электропотребления многоменклатурных производств на основе анализа продолжительных временных рядов в условиях нестабильных объемов выпуска продукции // Промышленная энергетика. 2003. № 5. С. 25–28.


Рис. 1. Этапы развития предприятия

 

Рис. 2. Временной ряд рангового коэффициента



[1] Прим. ред. Для этой статьи правильнее говорить о бизнес-особи, поскольку рассматриваются действительно "рождение" завода – бизнес-особи, его "взросление", "зрелость", "болезнь", не приведшая к смерти. Что касается использованного ценологического аппарата, то это – своеобразный термометр, характеризующий состояние бизнес-особи.